Противомикробных препаратов в арсенале врачей все меньше
Мир в западне: число антибиотиков, потерявших эффективность из-за резистентности, существенно превышает число новых антибиотиков.
700 тысяч человек в год погибают в мире из-за антибиотикорезистентности (устойчивости штамма возбудителя инфекции к антибактериальному препарату). К 2050 году потери человечества от привычки к антибиотикам составят 7% глобального ВВП. К тому же сроку смертность от инфекций, устойчивых к противобактериальным препаратам, сравняется со смертностью от рака. Антибиотики действуют все слабее, и бактерии превращаются в супермикробов. Туберкулез, пневмония, гнойные инфекции и больничный сепсис снова могут стать непреодолимой угрозой для жизни.
Отсутствие эффективных антибиотиков может стать проблемой середины третьего тысячелетия. Уже сегодня шанс пациента получить эффективную терапию антибиотиком оценивается менее чем в 30% (при отсутствии адекватных данных по чувствительности к препарату).
Современный мир – это безграничное расширение контактов, передвижений, межконтинентального общения. А значит, обмена бактериями, в том числе обретшими резистентность. Мир всеобщей связности связывает и бактерии. Резистентность микробов передается от человека к человеку, от человека к животному – и наоборот. Полирезистентные штаммы люди привозят из путешествий в дальние страны.
«Низкий уровень гигиены, высокий уровень контактов – благоприятная среда для распространения резистентных бактерий», – комментирует ситуацию Ольга Ершова, заместитель главврача по эпидемиологической работе НИИ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко.
Бактерии тоже хотят жить. Микроорганизмы пришли на Землю задолго до человека. И кто на этой планете хозяин, большой вопрос. Микробы размножаются с неизмеримо большей охотой и скоростью, чем люди.
Эра антибиотиков началась в 40-х годах прошлого века, во время Второй мировой. В 1990 году антибиотики разрабатывали 18 предприятий, в сентябре 2018 года, по данным компании Pfizer, – всего 5.
Причины очевидны: антибиотики со сроком возврата инвестиций более 20 лет просто невыгодны для фармкомпаний. В создание оригинального препарата надо вложить 1 млрд долларов в течение 10 лет, а потом может оказаться, что срок его жизни невелик в связи с возникновением резистентности. Для бизнеса проще разработать и запустить очередной антидепрессант, который принимают как минимум три месяца.
«Врачи уже сегодня видят последствия утраты эффективности антимикробных препаратов: это удлинение сроков лечения, снижение его эффективности, рост числа неблагоприятных исходов и показателей летальности», – свидетельствует Ольга Ершова.
Особенно опасна ситуация в реанимационных отделениях, где живут супербаги, супермикробы, а пациент находится в жизнеугрожающем состоянии, под воздействием большого числа лекарственных препаратов, агрессивных методов лечения. Здесь эффективные антибиотики нужны как нигде, но как подобрать эффективные!
«По данным отечественных исследований 2018 года, 62% отделений реанимации и интенсивной терапии в России инфицировано. Большинство пациентов в реанимации и интенсивной терапии умирают от инфекции, как это случилось с певицей Юлией Началовой. Летальность пациентов с инфекциями в ОРИТ составляет 36%», – говорит Владимир Кулабухов, президент Российского сепсис-форума, член координационного совета Ассоциации анестезиологов-реаниматологов России. Сходная ситуация – и в зарубежных клиниках. Оперативность введения действенного антибактериального препарата определяется часами. А если этот препарат не действует?! Сепсис – продукт лечения неэффективными антибиотиками.
Размер беды преувеличить трудно. По убеждению Ольги Ершовой, без антибиотиков достижения здравоохранения могут быть утрачены. А угроза такая есть. По данным авторитетного медицинского журнала The Lancet, в 2015 году в европейском регионе возникло 672 тысячи случаев инфекций, ассоциированных антибиотикорезистентными бактериями (АРБ), из которых большинство были связаны с оказанием медпомощи.
На эти не полные 700 тысяч инфекций пришлось 33 тысячи смертей и 875 лет (!) жизни, утраченной из-за смерти и нетрудоспособности. Больше других от АРБ предсказуемо пострадали младенцы до года и люди старшего возраста.
Сами медики считают, что виноват не только пациент, бессистемно и нерационально по собственному почину принимающий антибиотики, не выдерживающий нужную продолжительность лечения в 7–10 дней и дающий бактериям шанс.
Пациент виноват, но не он один: причины все же системные. В их числе директор НИИ антимикробной химиотерапии Смоленской государственной медакадемии Роман Козлов называет невысокий уровень микробиологической диагностики в лечебных учреждениях, недостаточный инфекционный контроль и нехватку знаний у врачей, назначающих антибиотики пациентам.
Широкая доступность антибиотиков для населения и бесконтрольная продажа в аптеках – тоже, согласитесь, фактор системы. На ту же чашу весов кладем некачественные дженерики – как говорят ученые, плохой похожий на оригинал препарат будет вызывать резистентность.
«Резистентность следует по пятам за новыми антибиотиками. Можно ли создать антибиотик, к которому невозможно сформировать резистентность? Нет! Хотя желтая пресса утверждает обратное. Надо понимать, что геном бактерий – природный источник генов резистентности. Бактерии накапливают резистентность и долго ее сохраняют», – напоминает Михаил Эйдельштейн, руководитель лаборатории НИИ антимикробной химиотерапии Смоленской государственной медицинской академии.
Факторы формирования устойчивости к антибиотикам
Задача всех – прервать неблагоприятную цепочку событий.
От здравоохранения требуется усиление контроля качества антимикробных препаратов (это про многочисленные дженерики), мониторинг антибиотикорезистентности, информирование населения (для этих целей создан сайт http://www.antibiotic-save.ru), приоритетная разработка и регистрация новых антибиотиков.
Внедрять современные технологии быстрой диагностики, обеспечить доступность современных высокоэффективных антибиотиков, ограничить неадекватные антибиотики – это то, что рекомендуют эксперты.
Один из путей помощи антибиотикам в их жизнесберегающей работе: высокий уровень гигиены со стороны людей и инфекционный контроль со стороны врачей.
Как сократить персональную резистентность к антибиотикам