Меню

  • События

Больше половины онкобольных испытывают трудности при получении назначенных лекарств

С января по июнь 2019 года число обращений на ресурсы пациентских организаций и горячие линии по поводу нехватки препаратов увеличилось в три раза

«И это притом что на лекарственное обеспечение онкологических больных выделен глобальный бюджет! Ожидание квоты для получения препаратов составляет от одной до восьми недель. А пациенту ждать нельзя», – сетует Ирина Боровова, президент ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!», член Общественного совета по доступности медицинской помощи при Минздраве России.

В начале 2018 года стартовала общенациональная программа по борьбе с онкологическими заболеваниями. В соответствии с майским указом президента РФ 2018 года на развитие онкологической службы выделен почти триллион рублей. Более 70% средств должно быть направлено на лекарственное обеспечение пациентов. Цель – снизить смертность от онкологии к 2024 году со 197,1 случая на 100 тыс. населения до 185 случаев, то есть примерно на 6%.

Чтобы разобраться в ситуации, ассоциация онкологических пациентов провела мониторинг обеспечения лекарствами, в котором приняли участие больные почти из 20 регионов страны, состоящие на лечении с 2007 года, в возрасте от трех до 67 лет, (возраст 70% опрошенных – 35–50 лет).

Результаты мониторинга взволновали не только пациентскую общественность.

Трудности при назначении положенных по нормативам препаратов испытывали 51,8% пациентов, при выдаче и того больше – 64,4%. Больше четверти опрошенных пациентов «зависали» в аптечной очереди.

Для получения необходимой терапии пришлось обращаться к «начальству» 29,6% больных, к юридической помощи – 7,5%, 1% отчаявшихся требовали лечения через суд.

«Врач часто не назначает лечение, так как знает, что в клинике такого препарата нет. В профильном федеральном центре сделали назначения, схему расписали – на местах ее не соблюдают, так как нет препаратов или денег», – комментирует Ирина Боровова.

Бывают ситуации, что пациент приобрел лекарство, а ввести его некому. А ведь пропуск одного-двух введений равносилен тому, что результаты предыдущего дорогостоящего лечения аннулируются.

Начальник управления модернизации системы ОМС ФФОМС Ольга Царева подтверждает, что в январе-марте этого года в регионах не было лекарств на необходимые суммы, пациенты жаловались. Причина – «провалы в организации торгов на местах». И это притом что на онкологию в 2019 году выделено 200 млрд руб., в том числе более чем в три раза увеличен бюджет на химиотерапию. Более половины пациентов покупают лекарства за свой счет, даже находясь на госпитализации в онкодиспансере. Те, кто лечится амбулаторно, еще чаще оплачивают уже оплаченные государством лекарства – 83%. Конечно, бОльшая часть (41,7%) тратит небольшие деньги – до 10 тыс. рублей, треть – до 50 тыс., 13% – до 100 тыс., но случаются траты в миллион рублей и выше.

«В этом году на онкологию дали дополнительные деньги, в следующем году еще дадут. Но уровнем помощи мы не удовлетворены. Почему? Общие федеральные нормативы не могут решить региональных проблем. Серьезная ответственность ложится на региональные минздравы и губернаторов, если мы хотим иметь качественную медицинскую помощь», – предупреждает директор Центра экспертизы и контроля качества медпомощи Минздрава России Виталий Омельяновский. По его данным, «из-за недостаточно развитой инфраструктуры рассчитанное потребление превышает ожидание в текущем году на 30–40%». Таким образом, нехватка кадров и оборудования не позволяют «освоить» необходимые пациентам объемы лекарственных препаратов.

Что делать пациенту в случаях «нестыковки» бюджетов и возможностей медучреждений, а вслед за ними – расхождения схемы лечения и возможностей конкретного медучреждения? Эксперты советуют: осваивать институт страховых поверенных, стучаться в двери главврачей, обращаться за юридической помощью, искать поддержку в пациентских организациях. Иными словами, не тратить время, собираться с духом и бороться за свое здоровье.

Наталия Кий

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ