74 млрд рублей в год – таков экономический ущерб от обычной катаракты
Как свидетельствуют врачи, у людей со слабым зрением в два раза выше риск падения и в три раза – депрессии, им в два раза чаще приходится обращаться к докторам. По данным Всемирной организации здравоохранения, нарушением зрения страдает 1 млрд 300 млн человек, или больше чем каждый седьмой землянин. 36 млн из них – слепы.
Хорошо известно, что одной из главных причин ухудшения зрения в зрелом возрасте является катаракта, частичное или полное нарушение прозрачности хрусталика. «Водопад перед глазами», – делятся впечатлениями люди с помутнением хрусталика. Катаракта, молодеющая год от года, поражает каждого шестого человека в возрасте старше 40 и почти всех и каждого, дожившего до 80 лет.
Иными словами, катаракта – одно из самых распространенных заболеваний, которого не избежит практически ни один из нас, прежде всего те, кто намерен жить долго. Жить долго хорошо более-менее здоровым и с хорошим качеством «картинки».
По официальным данным, в России катарактой страдает 2,5 млн человек, реальные цифры почти в два раза выше. При этом потери продуктивности на одного человека с плохим зрением оцениваются в 67 тыс. рублей ежегодно. Государственные клиники выполняют в год, по разным данным, 500–750 тыс. операций при потребности в 1,5 млн. Выходит, отсроченный спрос на оперативное лечение катаракты – у каждого второго российского пациента.
Из чего складывается доступность медицинской помощи, в данном случае – высокотехнологичной, которая меняет привычные подходы к лечению нарушений зрения? Это наличие в достаточном количестве качественной замены помутневшему от времени хрусталику человеческого глаза, адекватная цена этого высокого качества, на которую влияют в том числе транспортные расходы, техническая поддержка деятельности врачей.
Самой распространенной из качественных линз для операций по поводу катаракты врачи называют интраокулярные линзы (ИОЛ), которые, как правило, не вызывают появления вторичной катаракты. На днях в Зеленограде, на заводе российского научно-производственного предприятия «Наноптика», было запущено первое в России локализованное производство интраокулярных линз для хирургии. «Алкон», мировой производитель продукции для профилактики и лечения офтальмологических заболеваний, стал первой зарубежной компанией, которая локализовала свое производство ИОЛ в России. Объем инвестиций в производство инновационных продуктов для высокотехнологичной медицинской помощи до 2023 года составит 2 млрд рублей, планируются образовательные программы для молодых специалистов и опытных хирургов.
По словам Александра Чухарева, гендиректора МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Минздрава России, очередь на операцию по поводу катаракты в некоторых странах составляет три-пять лет. Отсюда – поток медицинских туристов в нашу страну: так, в 2018 году в МНТК были проведены операции пациентам из 109 стран. Александр Чухарев напомнил, что еще восемь лет назад он говорил руководству компании «Алкон» о необходимости локализации производства в России, но договор был подписан только в мае 2018 года, на Петербургском международном экономическом форуме.
«Локализация производства инновационных медицинских изделий в России сделает их более доступными, а значит, более востребованными со стороны российского здравоохранения, врачей и пациентов. В настоящее время во всем мире делается ставка на ценностно-ориентированный подход в здравоохранении. Это означает, что пациент должен получать качественную медпомощь с акцентом на исход лечения, важный для него самого», – комментирует Виталий Омельяновский, гендиректор Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава России, председатель Экспертного совета по здравоохранению комитета Совета Федерации по социальной политике.
Если раньше при замене хрусталика глаз разрезали, как шутят хирурги, «от уха до уха», то сегодня хирургическое лечение катаракты – это бесшовная операция с минимальным разрезом 1,6 мм продолжительностью 5–10 мин. «Чтобы понять, сколь малотравматичны и легко переносимы современные операции по устранению катаракты, скажу, что самому старшему нашему пациенту – 100 лет! Надо видеть благодарные глаза стариков, которые на следующий после операции день получают нормальное зрение», – говорит нынешний директор МНТК «Микрохирургия глаза».
«А вот предложения по безоперационному лечению катаракты – чистое мошенничество», – предупреждает Александр Чухарев. Может быть, в перспективе в глаз будут вводить некий затвердевающий субстрат, исполняющий функцию линзы. Но сегодня единственный способ избавления от самого распространенного офтальмологического заболевания – катаракты – малотравматичная высокотехнологичная операция.