Медицина, самая консервативная сфера человеческой деятельности, сегодня переживает мощное идейное и технологическое перерождение.
Интернет медицинских вещей, облачные вычисления, искусственный интеллект, «большие данные», онлайн-медицина, автоматизация, информатизация, цифровизация… За этим перечнем немедицинских терминов – новая медицина 4П: персонализированная, предиктивная, превентивная, партнерская. Говоря по-русски, ориентированная на конкретного пациента, выявляющая факторы риска, предотвращающая заболевание и превращающая пациента из пассивного объекта усилий врача в соавтора своего здоровья. «Топливо» этих перемен – инновации в здравоохранении, целью которых вместе с классическим «Не навреди!» стало новаторское «Сделай здоровье управляемым!»
Каждому времени – свои инновации. Во второй половине XX – начале XXI века новшества в здравоохранении возникают на стыке разных наук и сфер деятельности: медицина и физика, медицина и математика, медицина и биология, медицина и ИТ, медицина и робототехника.
Новшество ради новшества – порочная практика. Цель инноваций – повышение результативности методов лечения, работы клиники и врача, доступности медицинской помощи, качества лечения, а в итоге – эффективности медицины как вида деятельности. Об эффективность инноваций сломано немало полемических копий. Эксперты – в поисках истины.
Большой поход информационных технологий в здравоохранение, начавшийся вместе с XXI веком и названный информатизацией, обернулся единой информационной системой российского здравоохранения, аналогичными ИС в масштабе региона и отдельной больницы, электронной медицинской картой, смарт-клиникой, базой данных в «облаках» и электронной записью ко врачу на земле. Прогресс не остановим. Результат порой превосходит даже научный прогноз.
Дистанционная медицина – отнюдь не изобретение последнего времени. Доктор из глубинки не первое десятилетие консультируется со специалистами из федерального центра по видеоконференцсвязи. Однако принятие так называемого закона о телемедицине открыло правовую возможность дистанционного оказания помощи в режиме «врач—пациент» с использованием высокоскоростного доступа в интернет, скайпа, мессенджера, передачи данных о состоянии больного и всех технологических возможностей, созданных человечеством. Мониторинг гипертонических больных, послеоперационных пациентов, беременных, обучение и повышение квалификации врачей – далеко не полный перечень возможностей телемедицины.
Учить медика, обогащая его вековыми знаниями и подпитывая свежим технологическим «бульоном», который варится на кухне современной науки, -- задачка неоднозначная. Онлайн-образование, телемедицина, демостенды нового оборудования и цифровые технологии – «подсказки» в поисках ответа.
Персональное лекарство, биоматериалы, суперсовременные технологии производства, инактивированные вакцины, фундаментальные исследования, кадровое обновление и — не импортозамещение, но импортоопережение. Такова суть инновационных перемен в фармацевтике.
Устройства для облегчения жизни человека добрались и до медицины. И это не только электронный пластырь, фитнес-трекер, поильник для больного, перенесшего инсульт, или экзоскелет, повторяющий биомеханику человека. Это еще и киберрука для малыша, восполняющая недостающую конечность и превращающая слабость в силу: гаджеты-протезы помогут пользоваться смартфоном, играть на скрипке и станут социальной картой учащегося, которую не забудешь дома.
У любого, даже самого позитивного, явления есть обратная сторона. Закрывать глаза на риски неразумно, их нужно предотвращать. Погрешности математической модели не должны оказаться критическими. Информационные риски не должны перехлестнуть медицинскую целесообразность. Расходы на цифровизацию не должны сделать недоступной высокотехнологичную медицину. Кибербезопасность должна означать безопасность жизни. А врачу и пациенту предстоит учиться входить в новую медицину без стресса.