Диета, или режим питания, – часть того самого образа жизни, от которого на 50–60% зависит здоровье каждого из нас. Диет накоплено, практикуется, предлагается множество – от достаточно новых палео- и кетодиет до «подретушированных» Дюкана и Аткинса в белковом меню компаний, доставляющих еду для похудения. Как выбирать?
Основной тезис для человека, обдумывающего свое питание: диета должна быть сбалансированной.
На этом настаивает врач превентивной медицины, диетолог, нутрициолог Марина Баяндина.
– Мы живем в золотое время диетологии как прикладного раздела медицины и нутрициологии как науки о питании. Забота о питании стала частью здоровой привычки человека, заинтересованного в качестве своей жизни. Интерес к диетам – и простой обывательский, и профессиональный лечебный – велик. Это с одной стороны. С другой – налицо колоссальные изменения во взглядах диетологов и нутрициологов, в подходах к режимам питания.
Вспомните, в 60–70-е годы прошлого века демонизировали жиры. Они считались источником многих бед со здоровьем, прежде всего атеросклероза, диабета, ожирения.
Были популярны низкожировые молочные продукты, куда вместо жиров добавляли углеводы (крахмал и сахар) для обеспечения потребительских свойств, иными словами, чтобы было вкусно (отзвуки этого увлечения слышны и видны еще сегодня). Дошло до того, что в США на федеральном уровне рекомендовали населению высокоуглеводную и низкожировую диету, призывая заменять в привычном рационе жиры на углеводы, налегать на зерновые продукты.
В итоге в странах, где исследовали режимы питания, сформировалась парадоксальная ситуация: жиров стали употреблять резко меньше, а распространенность сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения стала резко больше. Тогда и задумались: в жирах ли дело? Эпидемиологические наблюдения и исследования показали, что проблемы не столько в жирах, сколько в углеводах, особенно легких, потребление которых заметно, а потом и бесконтрольно возросло.
Несколько позднее мы узнали, что жиры помогают худеть, поддерживать вес и наращивать мышечную массу. Дефицит жиров может привести к гормональным нарушениям, сбою естественных циклов организма. Это, разумеется, не касается трансжиров, о которых мы с вами уже говорили.
Сегодня мы не придерживаемся мнения, что низкожировые диеты полезны. Современный тезис: диеты должны быть сбалансированы. Конечно, если у человека диагностированы атеросклероз, нарушение липидного обмена, мы, конечно, сократим его потребление жиров, сбалансируем растительные и животные жиры, но никогда и никого полностью жиров не лишим!
С советских времен мы помним столы, или диеты, нашего великого диетолога М.И. Певзнера. Их больше полутра десятков, они созданы для индивидуального лечебного питания людей с разными заболеваниями, от язвы желудка до подагры. К слову, они актуальны и применяются и по сей день в стационарах и санаториях нашей страны.
Сегодня классическая система диет пополнилась новыми лечебными протоколами.
Скажем, в последние годы очень популярна так называемая палеодиета. Палеолит, или ранний период каменного века, занимает большую часть исторического существования человека (от 1 млн до 10 тыс. лет до н.э.). А значит, есть основание говорить о генетической целесообразности такого подхода. Основные исследования в этом направлении сделаны в США, стране – законодателе мод в современной диетологии и нутрициологии.
Что говорят адепты палеоподхода? Что генетически обусловлено, а значит, физиологично и правильно для человека питаться так, как питались его предки – пещерные люди – во времена палеолита, когда они занимались охотой и собирательством, а земледелие и скотоводство были еще им неведомы. Отсюда логичен подход: отсутствие в рационе круп, упор на растительную, белковую пищу, жиры. Это означает, что человеку потребны птица, мясо, субпродукты, рыба, морепродукты, фрукты, ягоды, орехи, растительные масла, корнеплоды.
Используя эту идею, американский ученый, диетолог Сара Баллантайн разработала аутоиммунный палеопротокол, построив свою концепцию на исследованиях о влиянии разных продуктов на иммунную систему и поставив целью создание эффективной диеты для пациентов с заболеваниями аутоиммунного спектра. Это модифицированный и очень строгий палеопротокол, полностью исключающий не только крупы, но и молочные продукты, яйца, орехи, бобовые, пасленовые, сахар.
Еще один популярный протокол – кетодиета, низкоуглеводный режим питания с преобладанием жиров и включением белков. Один из его мягких вариантов – Low Carb Higt Fat (LCHF) – мало углеводов, много жиров. Суть такова: поскольку наши клетки получают энергию из двух источников – из глюкозы (углеводов) и жиров, то диета предлагает организму перейти с углеводного пути получения энергии на жировой. В процессе этого перехода производятся так называемые кетоновые тела, которые имеют самостоятельное действие на организм, в частности на нервную систему.
У этого лечебного протокола много приверженцев, которые убеждены, что подобная диета подходит для большинства людей.
По моему мнению, большинство современных популярных диет, даже лечебных, имеют общий недостаток – несбалансированность, отсутствие в их составе целого класса продуктов, а то и нескольких. В качестве ограниченного по времени лечебного подхода они могут быть очень эффективны. Например, по результатам массы исследований, кетопротокол дает великолепные результаты при неврологических заболеваниях, при определенном спектре метаболических нарушений. Однако такие диеты имеют ряд противопоказаний и должны применяться, во-первых, строго под наблюдением врача, во-вторых, по показаниям, в-третьих, с ограничениями во времени. А базовое питание для человека должно быть сбалансированным, состоять из белков, жиров и углеводов.
Популярные несколько десятилетий назад высокобелковые диеты типа систем Дюкана и Аткинса относятся к выраженно дисбалансным диетам и, кроме того, негативно воздействуют на почки.
Они эффективны для похудения, но чреваты релапсом, или возвращением прежнего, а то и большего веса.
С учетом этих обстоятельств продвинутые диетологи высокобелковые диеты не применяют. Зато их активно используют компании, работающие на рынке доставки еды, нацеленной на похудение.
Здесь зачастую решают не проблемы здоровья, а вопросы бизнеса, быстрого получения результата. Да, худеешь быстро, вопросов нет, но какой ценой? Это не про здоровье.
Я всегда объясняю пациентам, что худеть мы с ними будем очень медленно, потому что где быстро похудели, там и быстро вернули. И результат – не только похудение, но и изменение образа жизни и вкусовых пристрастий. Когда вредная еда просто становится невкусной и человек ее не выбирает. И никакого стресса. Добиваясь результата при коррекции веса, будем помнить, что наш приоритет – здоровье. И терять его нельзя.
Что из продуктов предпочесть в разное время года, или о сезонном питании, – в следующем материале нутрициолога Марины Баяндиной @dr.robertovna для Здрав.ФОМ.