Со временем разработчики намерены превратить AI-студента в ординатора, а затем – в эксперта
Таким превращением и занимаются специалисты Центра нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко, где машину учат анализировать текст. Задача системы искусственного интеллекта (AI, artificial intelligence) – дать прогноз сроков пребывания пациента в стационаре на основе анализа 100 тыс. протоколов медицинских операций.
«Пока эксперт учит машину как студента-новичка, что старается запомнить отдельные слова и их сочетания. Но хотелось бы, чтобы эксперт научил ее понимать текст в целом, на уровне ординатора, который уже знает, о чем идет речь, и может сформировать собственное мнение. В будущем мы надеемся вывести систему на уровень эксперта», – отметил Михаил Шифрин, завотделом информационных технологий НМИЦ им.Бурденко, в ходе 83-го заседания рабочей группы IT-специалистов «Виртуальная и мобильная медицина».
Одна из основных проблем систем AI на нынешнем этапе – принцип «черного ящика»: машина может сообщить результат своей работы, но не может объяснить, как она к нему пришла. Однако человеческий мозг – «черный ящик» помощнее любой нейросети, тем не менее из него научились извлекать знания с помощью когнитивной инженерии. Эксперты полагают, что схожие методы можно использовать для понимания процессов в системах искусственного интеллекта.
В будущем применение методов машинного обучения может стать основой для систем поддержки принятия решений (СППР) в нейрохирургии. Медицинские тексты также можно использовать для прогнозов и поиска предикторов событий. Машинный анализ пригодится и для быстрого извлечения знаний из научной литературы.
«Перефразируя Бродского: самое главное преступление по отношению к книгам – их не-чтение. В медицине главный грех по отношению к историям болезней то, что мы не будем их читать, опираясь только на формализованные данные», – заключил Михаил Шифрин.
Впрочем, это перспективы ближайшего будущего. Согласно исследованиям настоящего, сравнивающим производительность машинных алгоритмов и нейрохирургов, наиболее точным оказывается альянс машинного и экспертного мнения.
На подобный альянс рассчитывают в Skychain, компании-разработчике систем искусственного интеллекта. Там создали нейронную сеть, которая определяет патогенную опухоль на МРТ-изображениях.
Обучение проходило на основе дата-сета из более тысячи фотографий, вручную размеченных специалистом на наличие болезней. Теперь искусственный интеллект может находить изображение опухоли самостоятельно, разбивая его на маленькие кусочки и анализируя каждый пиксель. Кроме того, выделяя различные типы клеток, нейросеть способна отслеживать реакцию опухоли на лечение.
«Нейросети – вспомогательное диагностическое средство для врачей и радиологов, обеспечивающее второе мнение. Оно способно значительно улучшить качество диагностики. Например, своевременно выявлять рак легких или рак молочной железы, которые, как известно, трудно обнаружить на ранних стадиях. Надеемся, искусственный интеллект поможет спасти много жизней», – заявил Александр Оксаненко, директор по маркетингу Skychain.
А вот израильской компании Neurosteer больше озабочены процессами в самой сложной нейросети – человеческой. Там тестируют мобильное устройство для энцефалографии. Никакой паутины электродов: специальный стикер, приклеенный на лоб пациента, стимулирует мозг звуковым сигналом. Компактный датчик визуализирует патогенные активности у пациентов с болезнью Паркинсона, эпилепсией и другими дисфункциями, при которых требуется глубокая стимуляция мозга.
«При традиционном подходе невролог может часами сидеть с пациентом, переключая программы и пытаясь понять, какая из них оптимально подходит для лечения, – поясняет основатель Neurosteer Натан Интратор. – Мы хотим сделать устройство простым и портативным, чтобы его можно было взять с собой и использовать даже без присутствия врача. Наша цель – разработать оптимальные программы стимуляции для каждой конкретной дисфункции».
Сейчас прибор проходит клинические испытания за рубежом, в России устройство не зарегистрировано.
Безусловно, нейронауки можно назвать прародительницами искусственного интеллекта. Но способно ли это дитя всерьез облегчить жизнь своим родителям, покажет время и технический прогресс.
ВАЛЕНТИНА ГЛЯНЦЕВА