Меню

  • Развитие

Как заживает ваш шовчик?

Пациент – врач – медицинская организация. Триада, на которой держится здравоохранение. Каковы резервы развития у каждой части единого целого и как сделать заботу о здоровье привычкой, размышляет Борис Зингерман, руководитель направления цифровой медицины компании «Инвитро».

Настоящая телемедицина
– Примерно 10 млн результатов анализов в год рассылает «Инвитро» по электронной почте. И кто скажет, что это не телемедицина? Самая настоящая телемедицина, простая, незаметная, крайне востребованная людьми.Что стоит за этим незамысловатым действием – предоставить человеку данные о его здоровье в электронном виде? Здоровый или больной, он начинает владеть этими данными, собирать их и, может быть, повнимательней к своему здоровью относиться. Анализы на руках – это важнейший элемент вовлечения пациента в заботу о своем здоровье. Телемедицина, которая в будущем просто растворится в обычной медицине, переехав в смартфон каждого из нас, сегодня должна служить стимулом для заботы человека о своем здоровье.
Последняя миля медицинской помощи
– Предоставление лабораторных исследований – лишь часть общей среды здоровья и помощи, в которой важно жить человеку. Скажем, «Инвитро» располагает более чем 1100 маленькими медицинскими офисами в шаговой доступности от пациента, где помимо лаборатории работают один-два врача самых востребованных специальностей, педиатры, терапевты, 150 гинекологов принимают в таких медицинских локусах по стране. На базе этой инфраструктуры можно и нужно развернуть, скажем так, медицинскую помощь последней мили, чтобы «закрыть» обыденные, житейские проблемы пациентов.Мы видим здесь очевидную потребительскую нишу – решать свои небольшие медицинские задачки быстро, просто и близко к дому, не бегая в поисках квалифицированной медсестры по знакомым, не договариваясь в частном порядке на «сером» рынке без ответственности за качество услуги. По нашим оценкам, ситуация трехмесячного ведения тяжелого пациента на дому подъемна для людей так называемого среднего класса.
Когда создавались компании, предоставляющие услуги лабораторной диагностики (и «Инвитро» здесь далеко не единственная), тоже казалось, что частному рынку места не найдется. Сегодня здесь высокая конкуренция, обеспечивающая не менее высокое качество работы и услуг.

По данным BusinesStat, натуральный объем рынка лабораторных услуг в России не сокращался даже в кризисные 2015–2017 годы, составив к концу прошлого года 273 млн исследований. Доля исследований по полисам ОМС по-прежнему велика – 72,2%, остальные 27,8% приходятся на коммерческие медучреждения. – Прим. ред.

Мессенджер здоровья
– Еще одна «территория», где человеку всегда нужна помощь, высокопрофессиональная и просто участливая, – после стационара, когда он уходит домой после операции, когда предстоит длительный курс реабилитации, долечивания по тем назначениям, которые сделал высококвалифицированный врач в клинике. Здесь может быть актуальна выездная служба: медсестринская помощь, капельницы, уколы, обработка стом, перевязки; визит врача; анализы на дому.
И здесь тоже свою роль должна сыграть телемедицина. Речь об идее медицинского мессенджера, которая уже пару лет как просится стать проектом. Эта специализированная технологическая платформа, которая позволит обеспечить консультации пациента с врачом, у которого он проходил очное лечение. Вы побывали на амбулаторном приеме, доктор назначил лечение, вы половину того, что говорилось в кабинете, забыли, вам хочется уточнить, как именно принимать назначенную таблетку. Или вы выписались из стационара домой и не знаете, кто вас дальше будет наблюдать. Вы можете приобрести на самый острый период абонемент дистанционного наблюдения у того доктора, который вел вас в больнице, и обсудить, как заживает ваш шовчик, что можно есть, а что нельзя, но хочется.
Главный принцип такого мессенджера: пациент спрашивает, когда есть вопрос, а врач отвечает, когда есть возможность, в течение разумного срока, ну скажем, не отвлекаясь звонком в ходе операции.
Понятно, что это дополнительная услуга, платформа для сервиса, в рамках которой любая медицинская организация может предложить дистанционную услугу пациентам. Сегодня при внедрении каждой новой технологии ключевым является вопрос, кто ее оплачивает. В телемедицине эта проблема стоит особенно остро. Телемедицина и развивается небыстро потому, что непонятно, кто за нее платит, и врачи не понимают: они и так целый день работают, теперь еще эта телемедицина, кто заплатит за эту работу и какой участок она в рабочем графике займет. В нашем же случае есть удобство и спокойствие пациента и адекватный подход к оплате работы врача.
Думается, в этом сегменте телемедицины могут быть заинтересованы государственные медицинские организации, поскольку дистанционная услуга по сопровождению, мониторингу, наблюдению лечащим врачом пациента как дополнительный сервис не перекрывает никаких обязательств государства в рамках ОМС, такие услуги в ОМС отсутствуют.
Записала Наталия Кий

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ