Меню

  • Редцех

О переменах в московском здравоохранении

В конце зимы в Общественной палате города Москвы состоялся круглый стол «Московская медицина: вектор движения», на котором руководитель Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Хрипун рассказал о том, что было сделано и планируется сделать в этом десятилетии.

Прежде чем Алексей Иванович начал свое обстоятельное сообщение, вступительное слово сказал Председатель Общественной палаты Константин Ремчуков. Он напомнил о тех острых проблемах в здравоохранении, которые волновали горожан – реформирование системы, работа скорой помощи, помощь в том, что касается состояния психического здоровья, и предложил рассматривать это слушание как возможность поговорить о том, чего удалось достигнуть, и узких местах, которые еще требуется решить, в том числе и с помощью присутствующих на нем экспертов.

Я ощущаю большой интерес к теме (здравоохранения) и со стороны граждан, и со стороны столичной власти, в частности, мэра Собянина, потому что он считает уровень здравоохранения в городе одним из приоритетов и даже, может быть, мыслит превратить Москву в один из мировых центров по уровню медицины.

Константин Ремчуков

Переходя к главной части встречи, Алексей Хрипун отметил важность слов о том, что происходящее в медицине вызывает живой интерес у горожан, и сразу предупредил, что его доклад охватывает период с 2010 по 2017 годы и те процессы, которые идут сейчас. За это время в московском здравоохранении, – а это 12,5 млн постоянно проживающих в столице людей и еще примерно столько же приезжающих сюда, 2,1 млн госпитализаций и 102,8 млн посещений поликлиник в год, – произошли очень значительные изменения, которые коснулись всех направлений деятельности, начиная от инфраструктуры и заканчивая степенью удовлетворенности москвичей. Глава Депздрава рассказал, что в 2014 году при участии москвичей, голосовавших на городском краудсорсинговом проекте, был составлен стандарт московской поликлиники, и озвучил итог масштабной реструктуризации: в 2011 году было около 800 медучреждений, а в 2017-м их стало 249, при этом 450 зданий трансформировались в 86 объединенных поликлиник, в состав которых входит до восьми филиалов – то есть здравоохранение стало компактным.

В этой структуре есть своя логика, которая определила многоуровневый подход и принцип амбулаторно-поликлинической помощи. Здравоохранение стало эффективным. Койко-день по ОМС уменьшился в два раза с 13 дней до 6. Может быть, не долечивают москвичей, и об этом можно говорить, но по цифрам, в том числе и по показателям смертности, здоровье москвичей улучшилось. Еще три года назад 25% москвичей не могли записаться на прием к терапевту, не говоря об узких специалистах, сегодня 98% могут записаться на прием к терапевту на сегодня или завтра. Что касается узких специалистов, то максимальный уровень ожидания по самозаписи составляет 7 дней.

Алексей Хрипун

Особое внимание в докладе было уделено Единой медицинской информационно-аналитической системе – это онлайн-сервис, который интегрирует в работе 600 поликлинических зданий, 25 тысяч рабочих врачебных мест и уже накопил более 4 млн записей на прием. Пока ЕМИАС функционирует неидеально, и в Депздраве об этом знают, но зато в нее заложен колоссальный потенциал для развития. Пациент может записаться на прием, бригада скорой помощи посмотреть электронную карту пациента и заранее понимать, что ее может ожидать на месте, сервис позволяет анализировать качество врачебных заключений, отслеживать нагрузку на все технические приборы в медучреждениях и многое другое.
После этого Алексей Иванович перешел к тому, что волнует москвичей. А те сетуют, что раньше узких специалистов можно было найти рядом с домом, а теперь на прием к ним приходится идти или даже ехать. Такое неудобство действительно имеет место, сказал чиновник, но ведь есть и польза – в каждое из 86 объединений можно поставить оборудование высокого класса, обеспечив логистику, маршруты и качественные исследования для столичных жителей, а в 450 зданий – невозможно.
Настороженное отношение москвичей и к ограничению приема у врачей общей практики 12 минутами. Хрипун признался, что в Депздраве много думают об этом, и рассказал, как съездил в цифровой госпиталь Бундан в Сеуле, где вообще не используется бумага, а время приема амбулаторного пациента – всего 5 минут. Понятно, что определенная работа там выполняется непосредственно до приема, и в этом отношении с азиатских коллег можно взять пример. Что же до нашей нынешней цифры, то на практике все гибко, и на часы никто не смотрит.

В московских поликлиниках половина из тех, кто записался на прием и на него пришел, – а 25% не приходят и никак не предупреждают об этом – заходят в кабинет врача, – и это показывает аналитическая система, – раньше назначенного времени. С учетом этого обстоятельства и того, что прием может длиться три минуты, когда, например, надо закрыть больничный, консультация у врача может растянуться на 15 минут. Так что коридор врачебного приема очень лабилен, но какая-то матрица должна существовать.

Алексей Хрипун

О «скорой» помощи Хрипун также частично рассказал цифрами: она выполняет гигантский объем работы – почти 4 млн вызовов в год, при этом работает очень четко: 3-5 секунд дозвона, каждая бригада, а их 1020, все время в движении. Постоянно отслеживается локализация автомобилей и по вызову направляется ближайший. Поэтому в экстренных случаях время приезда «скорой» составляет меньше 12 минут. В ситуациях, когда пациент с инфарктом и инсультом, это время не превышает полутора часов от звонка в диспетчерскую «скорой» помощи до приезда бригады в то отделение, где есть свободный на тот момент ангиографический стол.
От волнующих горожан вопросов глава Депздрава перешел к проблемам, озвучив четыре наиболее важные:
1. подготовка квалифицированных кадров, так как ее уровень даже в Москве существенно разнится;
2. доступность и качество медицинской помощи, поскольку сохраняется неравномерность и по видам услуг, и по возможности попасть к узким специалистам;
3. инфраструктура;
4. отношения врач-пациент.
Однако проблемы постепенно решаются. Еще три года назад мало кто из руководителей медучреждений понимал, что такое финансовая деятельность, и плохо представлял, что надо делать с доходами и расходами – сегодня, по словам Хрипуна, ситуация изменилась – московские главврачи стали другими. За минувший год обучение прошли более 2000 терапевтов с широкими компетенциями, которые вместе со знаниями получили и прибавку к заработной плате. В планах – создание площадки Открытого университета для медицинского сообщества, где можно будет слушать ведущих мировых клиницистов воочию. В завершении Алексей Иванович извинился за долгое выступление и сказал, что он не подводит черту, после чего было предложено выступить членам экспертного сообщества.
Директор ЦНИИ организации и информации здравоохранения, академик РАН Владимир Иванович Стародубов начал, однако, не с доклада, а с вопроса руководителю Депздрава об укомплектованности участковых терапевтов-педиатров и уровне их заработной платы. Хрипун заявил, что в ходе реструктуризации не был уволен в связи с этим ни один участковый терапевт или участковый педиатр, хотя все равно сегодня в Москве ощущается дефицит примерно в 200 человек. И это при средней зарплате врачей в поликлиниках 114 тысяч рублей.

Есть нижняя граница, среднемесячный трудовой доход по Москве – сегодня это 64 тысячи рублей. Если в медорганизации есть врач, который работает на полную ставку полный рабочий день и имеет зарплату ниже, это секир-башка для главного врача. Мы мониторим эту ситуацию.

Алексей Хрипун

Владимир Стародубов в своем выступлении остановился на ожидаемой продолжительности жизни. Он отметил, что Москва по этому показателю является одним из лидеров в России: 74 года у мужчин и почти 81 год у женщин – «достаточно приемлемые цифры для РФ».
Однако если смотреть структуру и темпы снижения этой смертности с 2000 года, то окажется, что столица проигрывает России в младших возрастных группах и выигрывает в старших. Поэтому надо думать, как улучшить здравоохранение для людей в возрасте до 40 лет. По показателям старше 40 лет эта цифра в Москве приближается к западноевропейским, и здесь резервов меньше. Также академик отреагировал на рассказ Хрипуна о 5 минутах корейских докторов, сказав, что мы пока не готовы к такому – ни инфраструктура, ни сами врачи, для этого нужны время и смена поколений.
Главный уролог Минздрава Дмитрий Юрьевич Пушкарь ожидаемо рассказывал о роботических операциях.

Они поставлены на поток, выполняются по квотам, это бесплатные операции для жителей Москвы. И мы планируем роботическую программу на следующий год. Мы должны понимать, что в Москве разрабатываются самые знаковые научные программы – это не в рамках грантов, а в рамках разработок – например, российский робот, который мы разрабатываем вместе ИКТИ РАН, должен будет вписываться в программу ОМС. Роботическая операция не с американским роботом da Vinci, а с нашим, который, может, будет даже лучше, войдет в программу ОМС!

Дмитрий Пушкарь

Пушкарь также обратил внимание всех присутствующих, что количество операций увеличивается, но все медицинские лидеры работают в столице, и потому важно создать для этих лидеров все условия.
Екатерина Александровна Милова, директор по развитию Фонда по борьбе с инсультом «ОРБИ», посетовала, что построена хорошая инсультная сеть, но о ней никто не знает. Не хватает информационных кампаний, на телевидение с социальной рекламой симптомов инсультов не пускают. А так хотелось бы вместе обратить внимание трудоспособных людей на проблему и заставить их думать о своем здоровье и знать симптомы.
Главный врач городской поликлиники №68 Наталья Николаевна Кузенкова свой небольшой доклад посвятила проблеме взаимоотношений пациента с докторами и медицинским персоналом. Это краеугольный камень, заметила она и сказала, что в ее учреждении ведется непрерывная работа по пациентоориентированности: медицинских работников в холле, которые первыми встречают пациентов, обучают навыкам эффективной коммуникации и предотвращения конфликтов, проводятся опросы, в ситуационном центре обрабатываются все отзывы, поступающие по электронной почте, работают сайт и страница в фейсбуке.

Я хочу, чтобы наши пациенты слышали: мы работаем только для вас и мы рады активно с вами коммуницировать.

Наталья Кузенкова

Далее слово взял главный врач городской клинической больницы имени С. С. Юдина, главный анестезиолог-реаниматолог Денис Николаевич Проценко. Назвав свое учреждение, объединяющее стационар на 1440 коек, два поликлинических отделения, 15 женских консультаций, родильный дом в виде перинатального центра, который выхаживают младенцев с экстремально низкой массой тела, медицинским форпостом юга Москвы, главврач сказал, что в результате реорганизации количество пролеченных в 2017 году увеличилось на 30 тысяч. Отдельно Проценко рассказал про новую методологию, которую начали внедрять в городе – стационар кратковременного пребывания, когда утром в плановом порядке пациенты приходят, получают оперативное хирургическое лечение, а вечером уходят. Такое возможно только с использованием современных диагностических и лечебных технологий, которыми, по словам Дениса Николаевича, сейчас многопрофильные стационары заряжены. Этот подход, очень быстрая круглосуточная диагностика, позволил за год снизить среднее пребывание с 7,3 до 5,4 дня.

Та база и тот темп, который мы поддерживаем, требует постоянного профессионального усовершенствования врачей, для этого запущены несколько программ в городе, статус Московского врача. Проблема пациентоориентированности есть. В этом году мы открыли отделение медицинских психологов, которые в первую очередь работают не с пациентами и их родственниками, мы их привлекаем в самые сложные моменты, а обучают докторов таким навыкам, которым в вузах, я надеюсь, тоже будут обучать – например, сообщению плохих новостей.

Денис Проценко

В завершении круглого стола Хрипун прокомментировал доклады экспертов и ответил на некоторые вопросы. Он отметил, что уровень московского здравоохранения за последние семь лет увеличился в 2,5 раза, и это развитие продолжится – денег достаточно для того, чтобы их расходовать разумно, понимая, на что они тратятся. Отвечая на вопрос, довольны ли жители столицы качеством услуг, руководитель Депздрава привел результаты электронного опроса: анкета была отправлена 9 млн горожан, у которых есть аккаунт на Портале Госуслуг, – на нее ответили 15%, и 98% из этих людей московским здравоохранением удовлетворены.

Мы понимаем, что должны сравнивать свою работу не с субъектами федерации, а с международным уровнем. И мы сейчас занимаемся сравнением московского здравоохранения со здравоохранением крупнейших мегаполисов мира по целому ряду позиции и понимаем, что мы должны смотреть и в эту сторону.

Алексей Хрипун

Хрипун заверил, что все, что он услышал, станет предметом анализа. Он также пообещал, что выйдет к мэру Москвы Сергею Собянину с предложением встретиться с экспертным сообществом, в том числе и с участниками круглого стола, чтобы еще раз поговорить о стратегии развития столичного здравоохранения уже с учетом тех замечаний, которые прозвучали.
Источник фотографии: Общественная палата города Москвы.
Михаил Володин

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ