В конце зимы в Общественной палате города Москвы состоялся круглый стол «Московская медицина: вектор движения», на котором руководитель Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Хрипун рассказал о том, что было сделано и планируется сделать в этом десятилетии.
Я ощущаю большой интерес к теме (здравоохранения) и со стороны граждан, и со стороны столичной власти, в частности, мэра Собянина, потому что он считает уровень здравоохранения в городе одним из приоритетов и даже, может быть, мыслит превратить Москву в один из мировых центров по уровню медицины.
Константин Ремчуков
В этой структуре есть своя логика, которая определила многоуровневый подход и принцип амбулаторно-поликлинической помощи. Здравоохранение стало эффективным. Койко-день по ОМС уменьшился в два раза с 13 дней до 6. Может быть, не долечивают москвичей, и об этом можно говорить, но по цифрам, в том числе и по показателям смертности, здоровье москвичей улучшилось. Еще три года назад 25% москвичей не могли записаться на прием к терапевту, не говоря об узких специалистах, сегодня 98% могут записаться на прием к терапевту на сегодня или завтра. Что касается узких специалистов, то максимальный уровень ожидания по самозаписи составляет 7 дней.
Алексей Хрипун
В московских поликлиниках половина из тех, кто записался на прием и на него пришел, – а 25% не приходят и никак не предупреждают об этом – заходят в кабинет врача, – и это показывает аналитическая система, – раньше назначенного времени. С учетом этого обстоятельства и того, что прием может длиться три минуты, когда, например, надо закрыть больничный, консультация у врача может растянуться на 15 минут. Так что коридор врачебного приема очень лабилен, но какая-то матрица должна существовать.
Алексей Хрипун
Есть нижняя граница, среднемесячный трудовой доход по Москве – сегодня это 64 тысячи рублей. Если в медорганизации есть врач, который работает на полную ставку полный рабочий день и имеет зарплату ниже, это секир-башка для главного врача. Мы мониторим эту ситуацию.
Алексей Хрипун
Они поставлены на поток, выполняются по квотам, это бесплатные операции для жителей Москвы. И мы планируем роботическую программу на следующий год. Мы должны понимать, что в Москве разрабатываются самые знаковые научные программы – это не в рамках грантов, а в рамках разработок – например, российский робот, который мы разрабатываем вместе ИКТИ РАН, должен будет вписываться в программу ОМС. Роботическая операция не с американским роботом da Vinci, а с нашим, который, может, будет даже лучше, войдет в программу ОМС!
Дмитрий Пушкарь
Я хочу, чтобы наши пациенты слышали: мы работаем только для вас и мы рады активно с вами коммуницировать.
Наталья Кузенкова
Та база и тот темп, который мы поддерживаем, требует постоянного профессионального усовершенствования врачей, для этого запущены несколько программ в городе, статус Московского врача. Проблема пациентоориентированности есть. В этом году мы открыли отделение медицинских психологов, которые в первую очередь работают не с пациентами и их родственниками, мы их привлекаем в самые сложные моменты, а обучают докторов таким навыкам, которым в вузах, я надеюсь, тоже будут обучать – например, сообщению плохих новостей.
Денис Проценко
Мы понимаем, что должны сравнивать свою работу не с субъектами федерации, а с международным уровнем. И мы сейчас занимаемся сравнением московского здравоохранения со здравоохранением крупнейших мегаполисов мира по целому ряду позиции и понимаем, что мы должны смотреть и в эту сторону.
Алексей Хрипун