Меню

  • Редцех

«Они одинокие и не такие, как все, они не могут за себя постоять»

В семье Анастасии Еговцевой растет особенный ребенок. В этот раз она рассматривает проблему травли и объясняет, почему таких детей, как ее брат, нужно учить справляться с трудностями

Одна знакомая женщина водит ребенка-инвалида в обычную школу. Она сидит вместе с дочкой за партой и помогает ей на уроках. Хотя девочка физически слабая, она все прекрасно понимает и хорошо разговаривает. Но вот одноклассники смеются над ней. Ее мама даже решила пойти к директору, чтобы попроситься на домашнее обучение.

Увы, инвалиды давно готовы выйти в мир, но общество до сих пор к этому не готово: оно не знает, как общаться, взаимодействовать с такими людьми. И все это отражается на детях.

Почему дети так жестоко поступают? Младшие классы зачастую отпускают едкие и обидные шутки ради самоутверждения. Смотрите, какие они крутые. Поэтому часто на замечания со стороны взрослых они бесстрашно огрызаются. Они знают, что им за это ничего не будет. Им нужна только реакция, поэтому они всячески ее провоцируют.

А вот у старшеклассников другая ситуация. В подростковом возрасте обостряется желание протестовать. Они думают: «Почему нужно прогибаться под правила и учиться с ребенком-инвалидом? Почему все так с ним носятся?»

Насмешки и травля – это проблема не одного ребенка, а всех, кто к этому причастен. Это отражение собственных комплексов и проблем агрессоров. Они нападают на тех, кто слаб физически, кого легче всего вывести на эмоции и кто легко поддается внушению. На одиноких и не таких, как все, на тех, кто не может за себя постоять.

Бывает так, что ребенок из-за особенностей развития находится на своей волне и не понимает, что над ним смеются. В такие моменты он может не испытывать психологического дискомфорта, и это нормально. Мой брат обожает пожарных и полицию. На улицу он надевает светоотражающий жилет, куртку с пришитыми картонными значками, берет жезл и играет в гаишника, открывая ворота и пропуская машины на дороге. Мимо проходят ученицы младших классов и насмешливо говорят: «Смотри, гаишник стоит!» И крутят у виска. В таких ситуациях лучше не акцентировать внимание ребенка на этом, чтобы он не стеснялся своих игр и не замыкался в себе.

Что делать? Для начала нужно пересмотреть свои отношения с ребенком. Держите под контролем каждый его шаг? Завязываете за него шнурки? Или впадаете в другую крайность: так устаете на работе и от домашних дел, что пропускаете мимо ушей рассказы ребенка? В первом случае необходимо давать больше свободы, позволять быть самостоятельным, а во втором – уделять больше внимания и заботы. Ребенок должен доверять вам.

Главное – помочь сформировать уверенность в себе. И не запускать ситуацию, иначе со временем ребенок может превратиться в пассивного человека, который боится окружающего мира, или же в агрессора, который заводится с пол-оборота. Учить ребенка уважать себя и отстаивать собственные границы непросто, помочь в этом могут друзья и знакомые. Оставаться в одиночестве – значит быть уязвимым. Дружить и общаться можно с кем угодно: со здоровыми детьми и ребятами с особенностями развития, со взрослыми – учителем музыки или родными бабушкой и дедушкой. Ребенку должно быть комфортно от общения. Когда мы не одни, мы чувствуем себя более уверенно и защищено.

Придать внутреннюю силу поможет и хобби. Сын интересуется динозаврами? Отлично! Дочка обожает модели машин? Превосходно! Странное, сложное или нестандартное увлечение – лишь бы нравилось ребенку. Благодаря увлечениям можно найти новых друзей. Да и когда родители творчески подключаются к интересам ребенка, выходит отличная команда. Например, мы шьем брату костюмы, придумываем сюжеты игр и мастерим атрибуты. Последствиями травли может стать отсутствие желания что-либо делать, снижение самооценки и разочарование, а хобби поможет с этим справиться.

Надо помнить, что вы не один на один с проблемой. Больше общайтесь с родителями таких же необычных детей, гуляйте и знакомьтесь. А когда вы замечаете, что ребенок закрывается или не хочет идти в школу или садик, вместо допросов мягко говорите с ним. Ни в коем случае не осуждайте его, не давите во время разговора. А вечером помогайте снять накопившиеся усталость, напряжение и агрессию, выпустить эмоции.

Но если травля продолжается и носит более жестокий характер, стоит задуматься о том, чтобы поговорить с учителем и устроить собрание. Не нужно вести себя агрессивно, осуждать обидчиков, следует мягко прояснить ситуацию и дать детям возможность посмотреть на ситуацию глазами ребенка-инвалида. 

Если и это не поможет, то надо сменить коллектив. Возможно, что в другой школе найдутся друзья, а остальные дети не станут так донимать. Ведь уходить на домашнее обучение – это лишать ребенка общения с людьми, возможности решать первые проблемы и справляться с трудностями самостоятельно.

Психологическое здоровье нужно беречь с детства. Во многих случаях положительные эмоции и уверенность в себе помогают бороться с физическими недугами. А семья – главная опора. В наших силах сделать нас и наших родных здоровее и крепче.

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ