То, что Нине Кузневой помогло справиться с пневмонией, она называет чудом
Моя жизнь тесно переплетена с этим коварным заболеванием. Первый раз я перенесла пневмонию в возрасте пяти лет. Тогда моя тетушка Александра, не поверите, отпоила меня бражкой из яблок и отчитала молитвами. Как она это проделывала, я, конечно, не помню, но, по словам мамы, другого выхода не было. Это был 1955 год. У меня очень сильно поднялась температура, увезли на скорой помощи в больницу, но там за пять дней так и не смогли сбить ее (то ли в то время не было капельниц, то ли препараты были малоэффективные). И я, как рассказывала мама, буквально угасала у нее на руках. Тогда меня забрала к себе тетушка Александра — и я быстро пошла на поправку. Мама, когда вспоминала эту историю, всякий раз удивлялась тому, как скоро я выздоровела.
В следующий раз я заболела пневмонией после того, как около реки провалилась в яму по пояс. Дело было зимой. В мокрой одежде я пришла на работу и в результате заболела воспалением легких. На ту пору мне было 38 лет. Вот тогда и начались мои приключения. Сначала — больница, затем — диспансер, сколько капельниц мне поставили, не перечесть. Хотела сделать курс иглоукалывания: говорили, что может помочь. Но держалась температура 38. Постоянно кружилась голова. Не могла ничего есть, похудела страшно — до 50 кг. Я уже еле ходила. И меня повторно отправили в больницу. Там сбили температуру до 37,5, но справиться с пневмонией, вы не поверите, мне снова помогло чудо.
Моя соседка по лестничной площадке — очень страстная поклонница церкви. У нее часто оставались на постой монашки из разных уголков Москвы. Как раз в то время у нее гостила матушка из церкви Святой Нины в Грузии, и соседка обратилась к ней за помощью в моей болезни. Матушка оказалась очень грамотной, я слушала ее рассказы, открыв рот. Столько в этом человеке было чудесного и неизведанного доселе в моей жизни. Она окончила семинарию в Италии, знала много иностранных языков, переписывала и переводила летописи. Чего она только не поведала мне о камнях, растениях, небесной сфере. Матушка помогла мне. Послала мою соседку в церковь у метро «Ботанический сад» записать меня на венчание. «Венец — всему делу конец» — так она сказала. Нас с мужем обвенчали. Очень красивая была служба, и матушка присутствовала сама, надо мной держала корону. А назавтра я вообще забыла, что со мной было и какие адовы муки я перенесла: на работу чуть ли не ползком добиралась и в итоге потеряла ее. Хорошо, что меня знали как грамотного специалиста и взяли снова.
Вот эти воспаления, которые я перенесла, и отложили на мою голову тяжесть сосудам и сердцу. С тех пор у меня — гипертония и сердечная недостаточность. Я перенесла два ишемических инсульта. До сих пор жалею, что матушка поздно приехала. Возможно, я не пострадала бы так с сосудами. А врачи в ту пору оказались бессильны мне помочь — может, заболевание мое было слишком сложным для них. До сих пор у меня тянет левый бок, я делаю рентген каждый год и не запускаю эту проблему. Стараюсь много работать, занимаюсь физкультурой, мои тренажеры — это мои грядки на даче. И, конечно, гуляю по вечерам.