О простых вещах, которые влияют на отношения докторов и их пациентов, рассказывает Нина Кузнева
Раньше к врачу относились, как к отцу родному, почитали его, рассказывали ему самое сокровенное, делились с ним своими заботами. Он принимал активное участие в судьбе человека. Врач был чуть ли не богом, обладал не только врачебными знаниями, но и лечил людские души, был тонким психологом.
Сегодня, когда каждый человек заботится прежде всего о своем благополучии, вопросы здоровья зачастую отходят на второй план. И вспоминаем мы о себе, лишь когда становится совсем плохо. Вот тогда нам в большинстве случаев уже не обойтись без доктора. И врачи, наделенные богатым профессиональным опытом, помогают нам снова вернуться к нормальной и привычной жизни.
Бывало, что в связи с моими заболеваниями мне требовался определенный специалист. Обычно по любому вопросу идешь к терапевту, а он отправляет тебя на консультации в другие поликлиники, даже не удосужившись позвонить туда и уточнить, возможна ли та или иная услуга. Так было у меня с протезированием зубов. При протезировании мне надо было запломбировать зуб. Сделали заморозку, а я потеряла сознание. Лечение немедленно прекратили и поставили условие: принести от аллерголога заключение о моих реакциях на медпрепараты. Вот и начались мои путешествия. Куда только терапевт меня ни направляла, но оказалось, что в Москве никто такие обследования не делает, только в частных клиниках. Я проходила по разным инстанциям шесть месяцев, но консультацию и заключение так и не получила. Ведь терапевт должна была знать, что там не делают этих анализов, а она просто отписалась, отмахнулась от меня, а я в итоге осталась без протезов, потому что меня и из списков на протезирование удалили, чтобы не занимала место в очереди. А ведь мой терапевт — не просто участковый врач, она заведующая терапевтическим отделением. Пришлось мне пломбировать зубы в платной стоматологии, потому что аллерголога я так и не нашла. А проблему с протезами не решила до сих пор.
Лет пять назад я регулярно ложилась в больницу весной и осенью для поддержания здоровья, а теперь я этого не могу сделать, так как все врачи, к которым я обращалась, ушли в частные клиники за большей зарплатой.
Медицина большой частью перешла в сферу услуг. Сегодня можно оплатить через интернет любого специалиста и получить достойную квалифицированную консультацию. Набираешь в интернете наименование препарата, и только ты прочитал инструкцию к нему, как тебе тут же предлагают консультацию специалиста, да еще и спрашивают, к врачу какой категории вы хотели бы записаться. Либо читаешь отзывы о лекарстве и среди них видишь отзывы 4–5 врачей и тут же предложение об их услугах. Часто можно встретить в интернете заслуженных докторов, предлагающих полноценный курс лечения по любой проблеме.
Идешь в нашу поликлинику в надежде получить помощь, а тебя не слышат и порой даже не пытаются войти в твое положение. Но ведь врач должен выслушать человека, придать ему уверенность в том, что назначенное лечение даст результат и станет лучше, а если необходимо участие другого специалиста, то он должен быть уверен в том, что его пациент получит услугу высокого качества.
Закрепить законодательством ответственность человека за собственное здоровье, я думаю, практически невозможно. Пока человек жив, будут жить и его проблемы. А вот изменить систему оплаты медицинских услуг по полисам нужно — она должна осуществляться после лечения и выздоровления пациента. И для врачей изменить принцип оплаты труда, продумать систему их материальной мотивации.
С позиции собственного опыта — я инвалид 2-й группы с целым букетом заболеваний — могу сказать, что действительно хорошим врачом может стать далеко не каждый. Это непременно должен быть человек, всем сердцем преданный медицинскому делу. Человек, который осознает всю важность и серьезность этой профессии. Человек, знающий, что его труд достойно оплачивается и ценится администрацией и государством.