Партнерские отношения между пациентом и врачом абсурдны, считает Анна Цыганкова
Я не желала бы партнерских отношений с врачом ни для себя, ни для своих близких, да и вряд ли их можно построить. Во-первых, партнерские отношения можно выстраивать в бизнесе, когда партнеры одинаково хорошо разбираются в предмете и договариваются друг с другом в процессе его обсуждения. А о чем должны договариваться врач и пациент? О цене? Получается, что доктор оказывает пациенту услугу, а не врачебную помощь. Такая позиция приветствуется в платных клиниках. Но многие врачи, как и пациенты, не признают коммерциализацию медицины и считают, что в лечебном учреждении оказывается помощь.
Во-вторых, партнерские отношения подразумевают переговоры на равных. То есть получается, что пациент должен обладать знаниями и умениями, равноценными знаниям и умениям врача. Но позвольте, врач сколько учится своему умению? Можно сказать, всю жизнь! Разве возможны такие объемы знаний у пациента? И зачем? Предполагается, что человек приходит к врачу за профессиональной помощью. То есть чтобы доктор облегчил его страдания. Здесь достаточно взаимоотношений «учитель – ученик». Пациент делегирует врачу право ставить диагноз и принимать решение о лечении, после чего обязан следовать назначениям. Тут на первый план выходит главный принцип работы врача — не навреди! (Помните клятву Гиппократа?) Другой вопрос, что квалификация врачей нынче оставляет желать лучшего. И пациент вынужден ответы на вопросы искать в интернете и прочих источниках, чтобы понять, как самому себе оказать помощь. И это не вина, а беда пациента, потому что налицо недоработка медицинского сообщества, кадры воспитывать и учить — это его обязанность.
В-третьих, в партнерских отношениях стороны обозначают свои обязательства. А это вообще из области абсурда при взаимоотношениях врача и пациента! Помимо профессионализма пациент ждет от общения с доктором уважения. А это значит:
1) чтобы поставить правильный диагноз, врачу нужно слушать и слышать пациента. Это подразумевает коммуникабельность медика, его умение задавать вопросы (потому что пациент просто может не знать, что имеет значение, и не упоминать о каких-то обстоятельствах болезни, считая их незначительными) и разъяснять пациенту суть лечения;
2) врач должен уметь проявлять сочувствие и понимание. Помните слова Сократа: «Нельзя врачевать тело, не врачуя душу»? И, по идее, правильно, когда доктор говорит пациенту правду о его болезни и как бы делит ответственность с ним за его выздоровление. Но вместе с тем врачу нужно понимать, где та черта, которую не стоит переступать. Например: зачем онкобольному говорить всю правду о его диагнозе? Это может резко сократить качество и продолжительность жизни человека. Почему бы, прежде чем сообщить пациенту диагноз, в данном случае врачу не посоветоваться с близкими? «Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи» (Авиценна). Понятно, что врач работает с людьми, а с людьми всегда сложно работать, тем более больными. Но очень хочется, чтобы он помнил, что для него медучреждение — прежде всего место работы, а для пациента — территория, где он испытывает душевный и физический дискомфорт и даже страх. Врачи приходят в медучреждение, чтобы пациентам было куда обращаться. Поэтому следует воспринимать врача и пациента как единое целое!