В Москве и области действует запрет на продажу электронных сигарет и вейпов лицам до 18 лет. И его необходимо распространить на всю страну, уверена Ирина Сибилева
Кто-то начинает свой день с сигареты, а кто-то считает свои долгом разгонять курильщиков на лестничной площадке. Мы разные, хотя правым чаще всего считают человека со схожими привычками.
В моей семье не курил никто и никогда, включая моего деда. Но лет семь назад, в студенческие годы, к сигаретам пристрастился племянник – то ли девушка повлияла на него, то ли жизнь в общежитии. А когда сыну было 11, я узнала от классной руководительницы, что его заметили с вейпом. Мы с ним поговорили, но он, конечно, все отрицал. Я тогда подумала, что у сына есть некий внутренний запрет и он понимает, что курить не нужно. Сразу оговорюсь, что я не считаю сигареты ни злом, ни добром – просто моему сыну они ни к чему. Из разговора с ним я поняла, что компания четвероклассников решила попробовать взрослой жизни. Допускаю, у кого-то потом хватило силы воли сказать «больше не хочу». У сына не хватило. Впоследствии такая информация из школы поступала неоднократно. А в частной беседе завуч обмолвилась, что к ней уже и курящих первоклашек приводили.
Сейчас сыну 13. И, судя по всему, он продолжает курить. Мне все еще кажется, что он это делает, чтобы заработать у сверстников авторитет. Домой сигареты не приносит, дымом от него не пахнет, он не убегает в течение дня на улицу. Значит, привыкания нет. Хорошо, если так и останется. А если перейдет на настоящие сигареты? Они-то точно вызывают привыкание.
Знаю, что недавно в Москве и Подмосковье были приняты законы, запрещающие продажу электронных сигарет и вейпов лицам до 18 лет и предусматривающие административные штрафы. Я живу в Калуге, и нас этот запрет не касается, хотя он, безусловно, нужен. Как это будет работать, покажут время и усердие исполняющих органов. Я считаю, что они должны проверять точки продаж, в том числе с помощью тайных покупателей. А то сейчас продавец магазинчика, куда ходят мой сын и его приятели, удивляется: «А что такого, что покупателю 13? У него же есть деньги, а закон не запрещает продавать». Что толку напоминать о морали, когда на кону – выгода. Возможно, инспекция по защите прав потребителей и отреагировала бы на сигнал, но честно скажу: не обращалась. Я уверена, что если один магазин закроют, то завтра он откроется в другом месте.
Революцию надо устраивать в головах. Поэтому все минусы курения я сыну объяснила – и про вред, и про привыкание, и про цены на сигареты. А отнимать и запрещать – не мой путь, я хочу вырастить из него мыслящего человека.