Сейчас весь мир заточен на зарабатывание денег, людей чуть ли не с пеленок обучают финансовой грамотности, а вот обучать медицинской грамотности население вроде, как и необязательно. Это мнение ошибочно, недаром народная мудрость гласит: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял».В медицине социальная реклама, различная по форме подачи информации (в виде статей, объявлений, лозунгов, призывов, рекламных роликов, фильмов) способна помочь обществу восполнить пробел в получении общественных ориентиров, знаний, навыков с учетом потребностей всех групп населения. Такая реклама становится жизненной необходимостью сегодняшнего дня, так как обрисовывает не только какую-то проблему, а подсказывает пути ее решения, является своеобразным индикатором приоритетов в обществе, ведет к разрушению вредных стереотипов и привычек, и каждый человек может задуматься: а знал ли я об этом? А так ли я поступаю? А принято ли так в обществе? А полезно ли это для меня?Социальная реклама на телевидении или в интернете — одна из самых эффективных, потому что благодаря зрению человек оценивает почти 90% информации. Она не должна быть навязчивой, но должна быть разной и непродолжительной. В течение минуты можно рассказать и показать сюжет о достижениях в медицине, ознакомить с динамикой какого-то явления — показать, как растет количество людей, ведущих здоровый образ жизни, сокращается потребление алкоголя, снижается количество ВИЧ-инфицированных. Печатные СМИ уже сейчас вносят свою лепту в распространение социальной рекламы: в «Российской газете», «АИФ» в виде картинок с текстом рассказывают о признаках различных заболеваний и правилах помощи больному для окружающих, печатают комплексы упражнений, рекомендации по здоровому питанию.Уместно же начать ознакомление с социальной рекламой детей, начиная со школьной скамьи. Например, такая реклама для самых младших школьников в виде картинок или комиксов наглядно показывает, почему нужно заботиться о личной гигиене и поддерживать порядок; школьники постарше во время урока ботаники имеют возможность посмотреть 1-2 минутный ролик о здоровом образе жизни и питании; старшеклассники на уроках фитнеса (а не стандартной физкультуры), который проводится под контролем учителя, но с использованием плазменного экрана телевизора, занимаются лечебной физкультурой, чтобы был выброс ненужной энергии, спина была ровной, а ритмичная музыка будет создавать позитивное настроение на целый день.Социальная реклама в форме баннеров на улицах города будет информировать об охране экологии в регионе, приводить примеры защиты материнства и детства, заботы о своем здоровье (не секрет, когда ради получения лайков люди делают селфи, рискуя своей жизнью) и даже о начале вакцинации населения от гриппа.К сожалению, в нашей поликлинике в Брянске есть только информация о проведении диспансеризации на листке формата А4, который висит на двери терапевта, это говорит, что другой полезной информации для пациентов просто нет. А где перечень прививок, которые надо сделать в определенное время по возрастам? А вы знаете, что есть прививки, которые делаются один раз в жизни, но спасают от страшных болезней? А вы знаете, что предпринимается в вашем медучреждении для реабилитации после разных заболеваний? Таких «не знаете» великое множество, а социальная (медицинская) реклама для каждого пациента может стать той информацией, которая поможет разрешить проблему сейчас и в будущем, поможет поменять отношение к своей жизни, потому что, прежде всего, будет нести познавательно-просветительскую функцию. А информация правит миром!Забота о своем здоровье на протяжении всей жизни является приоритетной для здравомыслящего человека. Пополнить свои знания (опыт) поможет и социальная (медицинская) реклама, которая формируя и пропагандируя бережное отношение граждан к своему здоровью, привлекает внимание не только к насущным проблемам, но формирует новые стандарты, меняет поведенческие модели, формирует общественное мнение, а значит, дает уверенность в завтрашнем дне, понимание действительности, показывает заботу государства о каждом человеке. Социальная реклама может стать одной из составляющих идеологии страны, теми скрепами, которые помогают государству, вкладывая деньги в медицину — здоровье нации, побуждать каждого гражданина быть ответственным за свое здоровье.Автор статьи Анна Цыганкова