О 40-летней борьбе с болью в спине рассказывает Валерий Ерчев
В далеких 70-х я работал авиатехником в аэропорту Внуково. Круглосуточно на улице, в любую погоду. В итоге заработал, как и многие мои коллеги, остеохондроз. Стал внимательнее относиться к себе, заматывать зимой спину теплым шарфом. Но боли все равно беспокоили. Врачи прописывали мази, таблетки, даже внутримышечные уколы, обычно «Диклофенак».
А однажды боли стали такими сильными и частыми, что я уже не мог работать. Больницы сменялись одна за другой, пока я не попал в медсанчасть № 143. Там мне сделали рентген, и невропатолог, посмотрев снимок, сказал: «У Вас межпозвонковые грыжи». Как он исключительно по снимку смог это определить, для меня до сих пор загадка. Через некоторое время я окончательно слег. Ходить не мог, только ползал. То есть жил на полу. Боли при этом были сильнейшие. Родственница делала по три укола «Диклофенака» в сутки.
В те времена попасть на МРТ было очень трудно. Но мне повезло. Врачи ГКБ № 63 сначала лечили меня от радикулита, однако потом направили в НИИ нейрохирургии имени Бурденко на МРТ. Отвезли на служебном автомобиле. Результат обследования оказался неутешительным. Действительно были грыжи. Мой лечащий невролог из ГКБ № 63 вызвал нейрохирурга из Боткинской больницы. Тот приехал, ознакомился с результатом обследования и сказал, что нужна операция. При этом добавил, что операция опасная, шансы на успех – 50 на 50. Но мне пришлось согласиться – мучиться от болей уже не было сил.
Из 63-й больницы меня перевезли в Боткинскую, в нейрохирургию, где меня и прооперировали. Операция прошла успешно, однако вторую группу инвалидности все же дали. Но главное – мои боли ушли!
Послеоперационный период был сложным и долгим. Например, в первый месяц ни на секунду нельзя было присаживаться – только лежать, стоять или ходить. Затем по одной минуте в день разрешалось сидеть. Но чувствовал я себя, можно сказать, хорошо. Правда, стоило поднять или передвинуть что-то относительно тяжелое – боли возвращались. Так, опытным путем, я понял, что мне можно делать, а чего нельзя.
Прошло время, и я почти забыл о болях в спине. Для себя однажды снова сделал МРТ: обнаружились три грыжи, но они меня не беспокоят. Так и живу с ними, разумеется, соблюдая осторожность.