«Двухлетний Костя включает планшет, запускает скайп, набирает номер бабушки. И тут возникает проблема: говорить Костя еще не умеет». Этот сетевой анекдот с каждым годом все больше напоминает реальность
Малыши отлично умеют «общаться» с электроникой, а вот со сверстниками – нет. О проблемах детей, рожденных с гаджетами в руках, – невролог Детской городской поликлиники № 58 Элисо Цинцадзе.
– Элисо Георгиевна, кто такие «сенсорные» дети и откуда они взялись в современном мире?
– «Сенсорными» детьми я называю физически здоровых детей, у которых единственная болезнь – гаджетомания (зависимость от планшетов, смартфонов и другой электроники). Она возникает в возрасте полутора-двух лет, когда родители не обращают внимание на то, сколько времени их ребенок проводит в смартфоне.
– В чем особенности таких детей? Какие обстоятельства жизни и воспитания способствуют появлению «сенсорности»?
– В таких семьях с виду все отлично: беременность у мамы протекала хорошо, роды прошли естественным путем, ребенок родился здоровым, до года развивался правильно. И вдруг в возрасте двух-трех лет он начинает жаловаться на головную боль. Откуда она у малыша?
Оказывается, у таких детей нарушен режим дня: ребенок подстраивается под родителей. Конечно, маме удобно, когда он поздно засыпает и поздно встает. Но именно ночью в детском организме происходят важные физиологические процессы, поэтому ребенок должен спать тогда, когда ему положено. Конечно, удобно, когда малыш сидит тихо и смотрит мультики на планшете. Но это очень тормозит его развитие и чревато головными болями и нарушением поведения. Всевозможные гаджеты негативно влияют на еще неокрепшую нервную систему.
Нужно понимать, что малыш впитывает все, как губка, а в данном случае основным источником информации становятся гаджеты. Нас учили говорить с помощью ритмических песенок, частушек, скороговорок. А мои двухлетние пациенты не могут спеть ни одной песенки. Да что там песенки, в два года у них нет фразовой речи! И это основная проблема «сенсорных» детей. К двум годам они только начинают говорить отдельные слова, а строить фразы учаться лишь к трем. Кроме того, речь малыша развивается неправильно: он с самого начала неверно выговаривает слова и строит предложения. Логопеды просто завалены работой.
Рука об руку с развитием речи идут понимание, узнавание, социализация. Развитие этих навыков тоже задерживается. Ребенок не может правильно выражать свои эмоции и понимать чужие, он не понимает, как себя вести в той или иной среде. Скажем, в поликлинике, в гостях или общественном транспорте. У таких детей везде одинаковая модель поведения. Они привыкли быть главными героями в компьютерных играх и так же ведут себя в реальной жизни. Такие дети не умеют ни делиться, ни общаться. Они агрессивны или, наоборот, апатичны, постоянно испытывают стресс, который со временем перерастает в хронический.
При этом эти дети любимы, но обделены вниманием родителей. Те, в свою очередь, стараются ребенку дать самое лучшее: одежду, игрушки, гаджеты, по сути замещая свое внимание вещами.
– Что должны знать и делать родители, чтобы не допустить подобных проблем? Сколько времени ребенку можно проводить за гаджетом?
– Первый тревожный звоночек – нарушение общения. Нужно понаблюдать, как малыш ведет сябя с другими детьми. «Сенсорный» ребенок или постоянно задирает сверстников, или полностью их игнорирует. Снижение коммуникабельности наблюдается в основном у единственных детей в семье.
В первые годы жизни малыша его развитие полностью зависит от взрослых: что они в него вложат, то в будущем и получат. Помимо гимнастики, плавания и массажа, необходимо развивать интеллект ребенка: научить его различать цвета, формы, животных, читать ему книги, развивать мелкую моторику, учить общаться в социуме. Весь этот комплекс сейчас заменили развивающими мультфильмами. Но ребенок почти ничего не запоминает из таких нихв. Те же цвета невозможно выучить за полчаса просмотра. Это ежедневный труд, при котором два цвета за неделю – хороший результат.
Я советую родителям не давать ребенку гаджеты до трехлетнего возраста. Детям постарше можно использовать электронику, но не больше получаса в день. И никаких гаджетов за три часа до сна! Они сильно возбуждают нервную систему ребенка и не дают ему заснуть. Школьникам компьютеров хватает по учебе, поэтому на гаджеты – те же полчаса в день и максимум час в выходные.
Между тем родители моих пациентов, оценивая время, проведенное их чадом за компьютером, называют страшные цифры: от трех до восьми часов. Бывает, что родители лукавят и говорят, что дольше 15 минут их ребенок мультики не смотрит. Но если спросить об этом самого маленького пациента, он честно перечислит все любимые мультфильмы, героев и расписание показа, которое знает наизусть и которое не ограничивается 15 минутами.
– Связано ли злоупотребление гаджетами с гиперактивностью – свойством многих современных детей? Как с ней бороться?
– Да, гаджеты усиливают синдром гиперактивности, который выражается в неусидчивости, нарушении концентрации внимания, нарушении сна. Гиперактивных детей сегодня много. Гиперактивный ребенок – это очень тяжело. Родители часто кричат на него, шлепают, чем еще больше подпитывают синдром. Но таких детей нельзя ни наказывать, ни бить, нужно просто игнорировать их просьбы. Это ведет к тому, что ребенок переоценивает свои поступки, ищет другие подходы к родителям. Кстати, часто родителям гиперактивного ребенка сами необходима консультация невролога и седативная терапия.
– От лечения – к предотвращению. Можно ли говорить о профилактике в неврологии?
– Даже нужно. Человеку необходим стабильный неврологический фон. Собственные резервы организма истощаются очень быстро и дополнительная подпитка нервной системе необходима минимум два раза в год – осенью и весной. Поэтому необходимо пить витамины, лучше всего магний и витамины группы В. Любителям народной медицины можно пить травяные чаи. Например, ребенку можно спокойно давать чай с ромашкой или мелиссой.
Кроме того, необходимо постоянно подпитывать эмоциональный фон: хорошо успокаивают плавание, физические упражнения. Помогают занятия музыкой, разные увлечения, главное – чтобы кружок выбирал сам ребенок, а не его родители. Не надо строить день малыша по принципу «садик – дом – мультики». Нужно заниматься с ним, развивавать его. Но важно при этом не перегнуть палку. Иногда родители насчитывают до восьми обязательных пунктов в дестком расписании. Ребенку некогда просто играть. Вполне достаточно одного занятия, которое нравится ребенку. В общем, иногда родителям полезно просто расслабиться и дать малышу поиграть, разбросать игрушки, пошалить. То есть подарить детство.