• Цифры и Мнения

Про это

Следует ли рассказывать детям в школах, что они взялись не из капусты?

64% россиян, по данным опроса ФОМ, полагают, что старшеклассники должны получать информацию о безопасной сексуальной жизни. В 2013 году на аналогичный вопрос положительный ответ дали 51% респондентов. То есть за пять лет количество людей, видящих целесообразность полового воспитания подростков в общеобразовательных учреждениях, выросло, впрочем, большинство не стало подавляющим и абсолютным, а значит вопрос по-прежнему остаётся спорным.
Изображение
По мере увеличения числа тех, кто говорит «да» классным часам, посвящённым вопросам секса, шире внедряется и практика проведения подобных уроков. В 2013 году среди участников опроса старше 60 лет 92% отметили, что во времена их обучения в школе сексуальному образованию внимание не уделялось, в возрастной категории 46 - 60 лет такой ответ дали 89% респондентов, в группе 31 - 45 лет – уже 80%, а среди молодёжи от 18 до 30 лет – 70%. Цифры показывают, что сексуальное просвещение подростков в учебных заведениях, по крайней мере до недавних пор, ещё далеко не стало мейнстримом, и всё же чётко прослеживается тенденция его распространения с каждым новым поколением.
Изображение
Нельзя не согласиться, что бессмысленно всецело рассчитывать на получение взрослеющими детьми полноценных знаний о сексуальной сфере жизни от родителей. Семьи встречаются разные, от консервативных и глубоко религиозных, где подобные темы замалчивают и всячески обходят стороной, до не самых благополучных, где, напротив, на виду слишком многое. В итоге же все подростки, вышедшие из столь непохожих условий воспитания, попадают в одни школы, а затем и в одно общество. Вот почему идея их грамотной теоретической подготовки к взрослой жизни при помощи учебных заведений вполне оправданна.
Однако из тех, кто помнит из своей школьной жизни тематические классные часы о безопасном сексе, половина опрошенных затруднились ответить или ответили отрицательно на вопрос, помогли ли им чем-то почерпнутые на таких уроках сведения. Отсюда, вероятно, и сомнения современных взрослых относительно того, стоит ли вводить это направление в образовательные программы старших классов.
Как видно из результатов опроса, расхожее выражение «в СССР секса не было» не лишено справедливости: половые аспекты воспитания и впрямь игнорировались. Правда, если вспомнить, что эта крылатая фраза была вырвана из контекста телемоста с США и в первоисточнике означала лишь отсутствие эротизма в рекламных роликах советского телевидения, мы выйдем на ключ к разгадке, почему эффективность сексуального просвещения признаётся гражданами отнюдь не единогласно. Ведь само по себе обсуждение интимной сферы ещё не гарантирует качество предоставляемой информации.
Открытые вопросы анкетирования указывают на одну парадоксальную вещь в рассуждениях респондентов: сторонники и противники введения уроков полового воспитания для подростков усматривают в одном и том же явлении взаимоисключающие последствия. В то время как часть населения верит, что рассказы о безопасном сексе и половых отношениях в рамках школьных часов полезны в нравстенных целях и предотвратят у молодёжи склонность к разврату, другие, наоборот, убеждены в противоположном: разговоры на эту тему развращают и приводят к безнравственности.
Таким образом, под рассмотрением должно оказаться не только наличие или отсутствие в общеобразовательных учреждениях сексуального просвещения, но и его содержательное наполнение. Нахвататься сведений о половой жизни, безусловно, подросткам есть где и без помощи педагогов, задача последних же именно в том, чтобы скорректировать знания школьников и помочь им увидеть в отношениях с противоположным полом не склоняемую в анекдотах пошлость, а ответственную сторону дела.
Изображение
А вот распределение ответов на открытый вопрос о понятии «безопасного секса» демонстрирует, что люди в большей степени придают значение физическому здоровью, нежели этическим аспектам. Если необходимость предохраняться от нежелательной беременности и инфекционных заболеваний упоминают 60% респондентов, то лишь менее 10% участников опроса затронули культуру отношений, сознательный выбор партнёра, аморальность промискуитета и тому подобные моменты, о которых в сексуальном воспитании юного поколения забывать крайне опасно. Защита от болезней, инфекций в сексе (10%) + защита от нежелательной беременности (6%) + предохранение от нежелательных последствий в сексе, использование контрацептивов (48%).
Ещё кое-что, над чем, важно задуматься, касается оптимального возраста для введения детей в область сексуального образования. Чаще всего обсуждается просвещение старшеклассников, тогда как в среднем звене детям якобы рано думать о взрослых проблемах. Но «хороша ложка к обеду», а в мире, полном соблазнов и свободно гуляющей откровенной информации, старания предостеречь школьников от связанных с сексом рисков через пару-тройку лет после их полового созревания вполне могут оказаться запоздалыми.
Источник данных: Опрос «ФОМнибус» 3–4 февраля. 104 населенных пункта, 53 субъекта РФ, 1500 респондентов.
Галина Шляхова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0

Подписаться на коллекцию удивительного

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и  Политикой конфиденциальности

Рекомендованные материалы