• Цифры и Мнения

Технологии и здоровье. Как выживать в цифровом мире?

О влиянии технологий на здоровье и о развитии тренда wellbeing рассказывает Марина Безуглова, генеральный директор GfK Rus. По результатам международного исследования Consumer Life.

Всегда быть на связи — девиз современного человека, который задает ритм жизни, почти исключающий отдых и расслабление. Жизнь на повышенных скоростях предъявляет повышенные требования к организму: прежде всего к восприятию, реагированию, скорости принятия решений. Стрессогенность внешней среды формирует запрос на здоровый образ жизни, тренд на wellbeing, и бренды не могут не реагировать на этот новый тренд.

Технологии — источник и благополучия, и стресса

В последнее время технологический прогресс все больше связывается с развитием искусственного интеллекта. С одной стороны, прогнозируется, что распространение технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их постоянное усложнение приведут к значительному повышению благосостояния человечества, потому что роботы возьмут на себя большинство рутинных функций и будут выполнять их быстро, безошибочно и с меньшими затратами.
С другой стороны, развитие технологий и ИИ будут способствовать в ближайшем будущем значительному увеличению продолжительности жизни и продлению активной фазы жизни. Последние достижения в области биотехнологий и молекулярной генетики вселяют уверенность, что многие болезни можно будет излечивать или даже предупреждать их появление.
Но, говоря о выгодах, невозможно закрывать глаза на те угрозы, которые несет технологической прогресс.
Изображение

Электронные устройства действуют со скоростями, которые человеку даже не снились, смена технологий идет такими темпами, за которыми человеку сложно успеть, а мобильных устройств, подключенных к интернету, уже больше, чем людей на планете. Мозг не адаптирован к такому потоку информации, который мы получаем почти круглосуточно с коротким перерывом на ночной сон.

Все это происходит благодаря сформировавшейся привычке быть всегда на связи, без перерывов и выходных. У нас стираются границы между разными сферами жизни, личной или профессиональной, благодаря тому, что наш помощник смартфон содержит в себе все опции подключения к разным сферам одновременно, так, что едва успеваешь переключаться с одного контекста на другой.
В результате мозг почти не переходит в режим «покоя» и всегда функционирует в формате активного включения во внешний мир. Еще следует добавить неопределенность, вариативность контекста, необходимость быстрого принятия сложных решений. Все это создает ту нагрузку на психику, которая не свойственна человеку - не будем забывать, что мозг Homo Sapience сформировался в эпоху охотников и собирателей, и на генетическом уровне мы обладаем все тем же инструментом для когнитивной деятельности, несмотря на то, что условия жизни изменились драматически.
Изображение
В результате формируется конфликт между естественными способностями организма человека и новым миром сверхскоростных искусственных систем.

Здоровый образ жизни — не мода, а способ выживания

В ответ на стрессогенность внешнего мира формируется запрос на физическое и ментальное благополучие или wellbeing. Он находит отражение в том, что люди ищут активности, продукты, услуги, которые помогают найти внутренний баланс, достичь благополучия, несмотря на занятость и быстрый ритм жизни. Эта потребность вовсе не дань моде, это способ выживания в сложном мире. По данным исследования GfK Consumer Life (исследование о жизни потребителей во всем мире, опрос 26 тыс. респондентов в 22 странах мира) c 2014 по 2017 год в мире последовательно наблюдается рост числа людей, которые говорят о том, что стараются сохранять баланс между работой и отдыхом (с 45% в 2014 до 50% в 2017 году), активно ищут продукты и услуги для поддержания здорового образа жизни (с 41% до 44% за 4 года). А о росте общей тревожности говорит увеличивающийся процент людей, кто сообщает о постоянной обеспокоенности вопросами безопасности (с 34% в 2014 до 41% в 2017).
Тревога с одной стороны и желание найти баланс с другой — в результате наблюдается растущий запрос на здоровый образ жизни, но не тот ЗОЖ, который подразумевает изнурительные физические тренировки и диеты для достижения целевого веса, в результате чего можно испытать еще больший стресс. Сейчас формируется потребность в достижении гармоничного состояния души и тела, что позволит выжить в сумасшедшем ритме быстроменяющегося мира. Стремление к гармонии как противовес стрессу также прослеживается и в большем стремлении жить в ладу с природой (47% в 2014 против 52% в 2017 году).

Причины стресса в нехватке: денег, времени, здоровья, безопасности...

Что же больше всего беспокоит человека? В исследовании респондентов просили отметить причины, которые вызывают стресс в их жизни. Самые распространенные факторы, которые упомянуты большинством как причины стресса - нехватка денег; давление, которое люди сами оказывают на себя; здоровье и недостаток сна.

Современный контекст все более стимулирует активность и многозадачность человека, стремление все успеть. Но обратная сторона медали — все больше давления, отсутствие времени даже на физиологически важные процессы вроде сна. А в результате из серьезных причин стресса за последние три года более всего выросла озабоченность здоровьем (+9 п.п. с 2015 года). Таким образом мы рискуем расплачиваться физическим и ментальным благополучием за технический прогресс и сверхбыстрый ритм жизни.

Существенно выросли за последние три года тревоги по поводу внешних угроз. Мир видится все более небезопасным с точки зрения криминала и угроз внешнего мира, связанных с катастрофами и другими факторами вне нашего контроля – более 50% стали называть их среди причин стресса.
Симптоматично, что в 2015 году почти каждый третий (29%) не отмечал ни один из упомянутых факторов как серьезную причину стресса, а в 2017 только 8% не отметили данные причины. Очевидно, что количество стрессоров в мире растет, и без должной адаптации к современному контексту у нас будет все больше поводов испытывать проблемы со здоровьем и психическим самочувствием.

Как противостоять стрессу? Осознанность, релаксация и «цифровая диета»

Очевидно, что потребность в благополучии и запрос на здоровый образ жизни развиваются на фоне усложнения внешнего мира. Каждый человек осознанно или интуитивно ищет средства избавления от стресса и все больше практикует те активности, которые помогают справляться со сложной внешней средой.
В исследовании Consumer Life респондентам было предложено ответить на вопрос об активностях, которые им помогают поддерживать здоровье. В действительности большинство людей осведомлено о том, что здоровая еда, достаточный сон, физическая активность, досуг в кругу близких - основа благополучия, поэтому об этих видах поддержания здоровья сообщают более половины опрошенных.
Однако за последние годы растет число людей, которые упоминают о более специфических методах поддержания физического и ментального благополучия. Наблюдается рост количества людей, которые берут за правило отключаться от интернета и выключать электронные устройства, чтобы восстановить равновесие (с 22% в 2014 году до 37% в 2017), кроме того, в мире существенно выросло число людей, которые практикуют медитацию и другие техники релаксации (с 17% в 2014 году до 28% в 2017 году).
Изображение
Можно предположить, что рост популярности медитации связан как с увлечением восточными духовными практиками (йога, буддизм), так и с распространением практик снижения стресса на основе осознанности (MBSR или Mindfulness-Based-Stress Reduction), которые носят светский характер, но вобрали в себя некоторые идеи духовных практик. Интерес к восточному холистическому подходу к лечению и профилактике также прослеживается в росте популярности лечения травами и другими альтернативными методами.

Стоит отметить, что в России интерес к альтернативной медицине на уровне международного (22% в 2017 году, +5% с 2014 года), а в практиках медитации и релаксации мы существенно отстаем – всего 11% россиян сообщили о таком способе поддержания здоровья, и этот показатель не вырос за последние 3 года.

IT компании, при участии которых мы все оказались в «цифровой» зависимости, активно включаются в поддержку тренда wellbeing и предлагают свои сервисы для поддержания здоровья. Компания Google недавно анонсировала Digital Wellbeing инициативу, которая помогает контролировать цифровую жизнь человека. Идея сервиса заключается в смене стиля жизни и переходе на более щадящий режим пользования интернетом и электронными устройствами. Для этого Android с помощью приложений и сервисов будет помогать своим потребителям контролировать время использования гаджетов через мониторинг цифровой активности, а также ставить целевые показатели времени для пользования приложениями.
Компания Apple не стоит в стороне и также активно включилась в поддержку тренда wellbeing через продвижение приложения Health, которое помогает контролировать показатели здоровья и образ жизни: структура приложения содержит 4 основные блока - активность, осознанность, питание и сон, каждый из которых содержит ключевое сообщение типа «Успокойтесь. Расслабьтесь. Прочувствуйте момент» или «Сидите меньше. Двигайтесь больше. Займитесь фитнесом».
Подобные инициативы от брендов-кумиров могут оказать реальное влияние на изменение поведения людей и снижать вред от чрезмерной цифровизации жизни.

Тренд wellbeing и маркетинг благополучия

Современный мир — это большие возможности и угрозы для человека. Благодаря доступу к информации, многообразию продуктов и услуг, жизнь человека становится более интересной, обогащается опытом и знаниями. Внешний контекст стремительно трансформируется, заставляя менять поведение, быть гибким, принимать сложные решения быстро и часто. Эти вызовы требуют навыков стрессоустойчивости и адаптации организма к постоянным изменениям. Тренд wellbeing зарождается как ответ на современные вызовы и носит долгосрочный характер, оказывая влияние на поведение и образ жизни людей.
Как использовать тренд wellbeing?
— Если вы принимаете осознанные решения в личной жизни, необходимо разработать свои рецепты «wellbeing», той системы, которая создаст основу для физического и ментального благополучия, позволяя оставаться одновременно эффективным и здоровым.
— С точки зрения маркетинга тренд wellbeing стимулирует идеи для разработки продуктов и услуг, которые помогают человеку достигать физического и психического благополучия и при этом быть активным и разносторонним.
— В корпоративной культуре поддержка здорового образа жизни и обеспечение сотрудников активностями и услугами в этой области помогают как повышать эффективность труда, так и увеличивают лояльность и вовлеченность персонала.

Коммуникация и популяризация идей физического и ментального благополучия, а также разработка продуктов и услуг для поддержания здоровья, что коротко можно определить термином «маркетинг благополучия» — это успешная стратегия для человека и социально–ответственного бизнеса.

Подписаться на коллекцию удивительного

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и  Политикой конфиденциальности

Рекомендованные материалы