Самая опасная ситуация с наркотиками в стране – в Хакасии, Челябинской и Московской областях. А вот Ненецкий автономный округ, Архангельская область, Чечня – самые благополучные регионы
Эти данные антинаркотического рейтинга федерального проекта «Трезвая Россия» учитывают динамику числа умерших по причине наркотической зависимости и числа больных, состоящих на диспансерном учете, количество преступлений, совершенных на почве наркотиков.
Оценки числа наркозависимых в России разнятся на порядок: более 600 тыс. человек – по официальной статистике; 7,5–8 млн человек, если опираться на данные соцопросов. По оценкам экспертно-аналитического центра «Трезвой России» – 5 млн человек, или 3,5% населения страны. Расхождения вполне объяснимы: лишь один из 10 наркозависимых состоит на учете.
Что эти цифры значат для страны? 1 млн смертей в год, 4,1 трлн рублей, или 3,9% ВВП. Минимальный для текущего десятилетия коэффициент рождаемости – 1,58 (2018 год, в соответствии с проектом «Демография» к 2024 году этот показатель должен составить 1,7).
Вклад в коэффициент рождаемости вносит не только демографическая яма 90-х годов, но и наркозависимость молодежи. 60% всех потребителей наркотиков – люди 16–30 лет. Бесплодие возникает после годового употребления синтетических и иных наркотических веществ.
И перспективы нерадужные. «Синтетические наркотики, да и наркотики вообще, работают в формате национального стерилизатора. Это вопрос национальной безопасности, суверенитета страны», – заявил на слушаниях в Общественной палате РФ Султан Хамзаев, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия». В рамках проекта в 2018–2019 годах проведено исследование, в котором прияли участие 20 тыс. человек во всех федеральных округах. В результате было установлено:
Основная причина начала потребления – легкая доступность наркотических средств, недостаток информации о последствиях, бытующее мнение об отсутствии вреда здоровью при употреблении «легких» наркотиков.
«Исследование выявило важную причину потребления учащимися наркотиков – сильнейшая нехватка профессионально подготовленной… информации об опасности наркотиков. Адресная профилактическая работа с группой риска – молодежью, учащимися – сегодня не ведется. Анализ опыта регионов… позволяет в большинстве случаев констатировать – используемые методы подготовки и представления информации отстают от реальности в среднем на 20 лет, устарели и практически бесполезны», – говорится в справке, подготовленной аппаратом Общественной палаты РФ и экспертно-аналитическим центром «Трезвой России».
Один из выходов – создание методик просвещения силами экспертов и общественности. По методическим материалам, разработанным «Трезвой Россией», прошли уроки, информирующие об опасности наркотиков и других зависимостей во всех школах Республики Удмуртия (3591 класс и 61 702 ученика). Аналогичную работу по профилактике наркотической и алкогольной зависимости в новом учебном году проведут в Пермском крае, где 1 сентября пройдут уроки трезвости.
Однако просвещение и профилактика наркозависимости школьников – далеко не все. «Государство тестирует школьников на наркотики, планирует тестировать студентов, а программы по реабилитации детей нет! С детьми-наркоманами почти не работают», – обращает внимание Султан Хамзаев. Поэтому «Трезвая Россия» предлагает не только ввести в уроки ОБЖ способы противодействия наркоугрозам, но и создать региональные реабилитационные программы для детей и взрослых с учетом региональной специфики под эгидой антинаркотических комиссий субъектов РФ.
Еще одно заметное предложение «Трезвой России» – ввести тестирование госслужащих на наркотики. «Это можно сделать в рамках диспансеризации, – комментирует Руслан Хамзаев. – Важно, чтобы такая диспансеризация не была формальной – проблемы синтетических и нюхательных наркотиков никто не отменял».
Ресурс для борьбы с наркотиками – пересмотр правоприменительной практики. Из 563 тыс. заключенных в учреждениях ФСИН 130 тыс. осуждены по «наркотической» статье. С одной стороны, как замечает Султан Хамзаев, это маловато для нашей более чем 140-миллионной страны и 5 млн наркоманов. С другой, юристы указывают на жесткость правовой системы, противодействующей обороту наркотиков, на обвинительный уклон судопроизводства. «Работа правоохранительных органов неэффективна, направлена на низовое звено. Жестче уже некуда, ужесточение не даст результата», – считает заместитель заведующего бюро адвокатов «Де-юре» Александр Погодин. Сторонники декриминализации статьи 228 УК РФ указывают, что большинство осужденных не распространители, а потребители наркотиков и дилеры, при этом наркобароны уходят от ответственности. «Есть смысл повысить стандарты доказывания, не использовать наркозависимых в качестве свидетелей и понятых – в критической ситуации они подтвердят что угодно», – добавляет адвокат.
Стоит признать, что наркотики становятся угрозой не только для жизни и свободы десятков тысяч, а то и миллионов россиян, но и национальной угрозой для целей долголетия, увеличения продолжительности здоровой жизни, роста рождаемости, снижения смертности. Того, что в современной социальной политике называется народосбережением. Как считают эксперты, колоссальные затраты бюджета на цели национального развития могут оказаться бессмысленными, если потребление психотропных веществ останется на прежнем уровне.