• 2018-02-23T00:05:00+03:00

Форум "Удивительное в российском здравоохранении": впечатления очевидца

Наш автор Мария Якубович-Чиргадзе рассказывает, что удивило ее на форуме

Обещала – рассказываю, есть немного времени.

Достаточно случайно занесло меня, «сидячего» журналиста, даже не журналиста, а библиотечного червя, на форум «Удивительное в российском здравоохранении» в МИА «Россия сегодня», проводимый новым образованием при Фонде «Общественное мнение» – Здрав.ФОМ, «Коллекция удивительного в российском здравоохранении».  

Разумеется, впечатлений куча, и большей частью духоподъемные. Понятно, что говорили только о хорошем. Но его оказалось много. Детство, проведенное у мамы на работе, в больнице, оставило любовь к врачам и знание терминологии.

Эффективных менеджеров, кроме министра Вероники Скворцовой, говорившей по делу и с фактами, было вроде всего двое, и эти двое выглядели на общем фоне довольно бледно. Остальные были настоящие киты-практики. Главный акушер-гинеколог страны Лейла Адамян, главный уролог – Дмитрий Пушкарь, онкоуролог Андрей Каприн, другие великие. Были фармацевты-производители и конструкторы. О чем говорили? Скажу, что запомнилось мне больше всего.

Говорили о достижениях в репродуцировании клеток для восстановления уретры, хрящей, полноценной многослойной кожи, клеток, производящих инсулин для лечения диабета (насколько я поняла, об их подсадке в поджелудочную железу речь все же не идет, их вводят в кровь).

Говорили об аддитивных технологиях – создании по КТ и MRT полноценных персональных копий костей и точных металлических деталей для имплантации в кость. Собственно, я об этом знаю, писала когда-то, этим занимались у нас чуть не с середины 90-х, но сейчас это начало приобретать вполне промышленный облик. Говорили о междисциплинарности между медиками и конструкторами и об операционном роботе, сделанном врачами совместно с ИКТИ РАН – гораздо более дешевой и компактной, но лучшей по всем показателям альтернативе дорогущему Да Винчи. Робота пока оккупировали гинекологи и урологи: совсем скоро сделают первую операцию на живом существе, удалят у свиньи Розы миому матки. И Лейла Адамян (бог в зачатии у безнадежно бесплодных женщин) пообещала, что они потом сделают так, что эта свинья благополучно родит. Важно: роботов будет много, и роботизированные операции войдут в систему ОМС. Не помню, кто из «китов» сказал: «А иначе даже браться за это не стоило».

О щадящих операционных методиках. Это я даже записала – Лейла Адамян сказала: 90% операций в гинекологии – эндоскопические. Каприн добавил, что вообще эндоскопических операций в стране – 65%, а, например, в Германии – 52%. Цифры я не проверяла, но слушать было приятно.

О раке простаты. Лет шесть назад было зарубежное исследование, опровергнувшее значимость теста на ПСА – это простатоспецифический антиген. Год назад исследователи извинились за ложные данные. Но от его применения отказались все развитые страны, кроме России. В результате процентное количество излечений из-за раннего распознавания этой опухоли у нас выше.

Об известной истории с протонным ускорителем для уничтожения раковой опухоли – академика Владимира Балакина из Протвино. Уже пролечили двести больных с хорошим исходом и прогнозом.

О запуске линии в Саранске на заводе «Биохимик» по производству нескольких антибиотиков резерва – полностью, с созданием исходного штамма, продуктивность которого выше, чем за границей (приводили много цифр). Ванкомицин уже выпускается. Важный и редкий рамопланин в прошлом году получил fast track status в FDI, чтобы получить ускоренную регистрацию. Наша технология выпуска рамопланина тоже находится внутри регистрационного процесса.

О медицинском туризме. Он снизился: в Германию – в шесть раз, в Израиль – в десятки раз ( я про себя хмыкнула, что не только по медицинским соображениям снизился). Обратную картину – что резко вырос медтуризм в Россию – одним падением рубля не объяснишь. Понятно, что бывшие советские республики едут, причем не только в Москву и Питер, например, Казахстан едет в Орск и Оренбург. Но начали приезжать, например, немецкие пенсионеры – потому что появилась страховка, покрывающая такие поездки, а высокотехнологичная помощь (эндопротезирование, стентирование) у нас уже на высоком уровне. В этом контексте говорили и о Средиземноморье, Бахрейне и так далее.

Ну и, как народ его назвал, «закон о телемедицине». То, что вызвало столько комментариев под моим давешним рассказом о диспансеризации, когда я осталась довольна, как слон - но не всем так везло. Единая информационная система, электронный документооборот между организациями по всей стране, запись, дистанционные виды медицины («теле»). Обещают вход в систему с помощью личных биометрических данных и полную прозрачность всего. Выбор врача, выбор поликлиники. Регулярную диспансеризацию со штрафами с работодателей, если они ее стаффу не обеспечат. И про гаджеты вспомнили. Пара таких сейчас у меня на столе: микро-электрокардиограф (крошечные датчики, флешка, нужно поставить приложение на телефон) и одноразовый градусник.

Форум в моем частном случае достиг своей цели. Я очень удивлена. Чувствую себя чечако. Никогда раньше такого не видела. Лед тронулся, господа присяжные заседатели.

© 2024 ФОМ