• Места

Кого оздоравливает оздоровительный туризм?

Основной приверженец данного вида отдыха – уставший человек 40–50 лет. Готов ли он променять Карловы Вары на Кавказ и Алтай, рассказала председатель Ассоциации оздоровительного туризма Елена Трубникова

qr-code
Кого оздоравливает оздоровительный туризм?

– «Отдых в санатории» – хорошо знакомое россиянам словосочетание, чего не скажешь об «оздоровительном туризме». Его цель – профилактика или лечение?

– Оздоровительный туризм включает как знакомые всем поездки на воды, классическое санаторно-курортное лечение, так и новые формы путешествий за здоровьем: фитнес-туры, йога-туры, spa- и wellness-туризм. Есть специализированные туры по обучению определенным техникам, например дыханию по Бутейко и бодифлексу. Можно сказать, что оздоровительный туризм – это в первую очередь профилактика. Профилактика заболеваний, в том числе обострений хронических болезней, эмоционального и профессионального выгорания, неудач и кризисов.

– Кто он – российский курортник?

– Один из самых благодарных клиентов – уставший человек 40–50 лет. Его здоровье подрывает переутомление на работе, а в последние годы – еще и беспокойство из-за нестабильной финансовой ситуации. Вес растет, хронические заболевания обостряются, удовольствие от жизни пропадает. Регулярное взбадривание себя морем, солнцем и алкоголем не дает прежнего «отпускного» эффекта. А вот курортное лечение, основанное на расслаблении и активизации собственных ресурсов организма, имеет долговременный эффект. Но во многом спрос в этой категории остается латентным, потому что привлекательной информации о курортной терапии крайне мало.

Однако так называемый спрос на благополучие породил новые «здоровые» туры и новых потребителей: молодежь предпочитает фитнес- и йога-туры, мамочки жаждут укрепить иммунитет малышей с помощью специальных курортных программ.

– Сегодня много говорится о развитии медицинского туризма. А как насчет оздоровительного? Готовы ли отечественные здравницы встречать иностранных гостей и могут ли они могут конкурировать с зарубежными курортами?

– Российские курорты могут и должны конкурировать с иностранными. Оздоровительный кластер Кавказских Минеральных Вод (Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Пятигорск) располагает мощной лечебной базой и готов к приему зарубежных гостей, с одним но: они должны быть русскоговорящими. Найти англоговорящего доктора или постоянного переводчика – еще та задача. 

Принимать иностранцев готовы только объекты с кураторами-переводчиками. 

– Найдутся ли в России свои Карловы Вары или Виши?

– Конечно. Например, в luxury-сегменте лишь немногие европейские курорты могут конкурировать с подмосковным санаторием Verba Mayr. Хороший старт развития у «Источника» в Ессентуках и у «Первой линии» в Ленинградской области. Радует, что предприниматели видят инвестиционный потенциал подобного бизнеса.

– Почему многие наши здравницы недооценены?

– Основная проблема российских курортов – отсутствие хорошей рекламы. Именно из-за скудной информации о курортной терапии, географии минеральных источников и курортов россияне продолжают считать, что санаторий – это бесплатные социальные путевки. В итоге платежеспособный спрос уходит в раскрученные Карловы Вары.  

Я считаю, что отечественные оздоровительные кластеры (Кавминводы, Краснодарский край, Крым) необходимо популяризировать на федеральном уровне. А также создавать в регионах системные налоговые преференции для инвесторов. Налоговые льготы для инвестиций в оздоровительные курорты – это «игра вдолгую» для государства, но она имеет многократный положительный эффект для экономики. Каждый рубль, потраченный на курортное оздоровление, прибылен.

Пока только кластер Белокуриха в Алтайском крае может служить примером правильного позиционирования. Кстати, загрузка там всегда максимальная.

– Не все отечественные курорты доступны рядовому туристу из-за географической удаленности. Способен ли хороший отдых компенсировать дорожные затраты?

–Действительно, логистика – второй фактор по важности развития любого курорта после грамотного информирования. Если есть прямой рейс за адекватные деньги – загрузка курорта растет. Но оздоровительное лечение необязательно требует поездок через всю страну. Россия богата термальными и минеральными источниками – практически в каждом регионе есть свои объекты. Сибиряки традиционно едут в Белокуриху, жители Центральной России – на Кавказ и в Подмосковье и т.д.

Задайтесь целью посвятить 10 дней в году своему здоровью – и при поиске подходящего курорта вы, возможно, обнаружите, что лучшее решение находится неподалеку. 

– Велика ли доля государственно-частного партнерства в отрасли? Достаточно ли она финансируется?

– Отрасль оздоровительного туризма гораздо шире, чем санаторно-курортная. Долгие годы в санаторно-курортной отрасли не происходило значимых изменений, многие учреждения лишились финансирования, число объектов существенно сокращалось (с 1989 года уменьшилось с 7 тыс. до 1,8 тыс.), расходы долгое время превышали доходы на 20%. Основной причиной стало резкое снижение заказа на оздоровление сотрудников от крупных производств и предприятий. Сейчас доля частных потребителей на рынке санаторно-курортных услуг оценивается экспертами почти в 50%. Кроме того, много путевок оплачивается работодателями. Такие условия, безусловно, требуют смены парадигмы инвестирования. Лидерами отрасли становятся санатории, сумевшие усовершенствовать обслуживание, найти оптимальные решения для управления расходами. Примеры государственно-частного партнерства в отрасли, к сожалению, единичные. Есть примеры удачного содействия в развитии курортной инфраструктуры, когда, развивая города-курорты, государство способствует привлечению туристического потока и повышению востребованности оздоровительного туризма. Ярким примером стал Сочи. В последнее время очень активно развиваются Кавказ, Крым и другие курортные регионы.

– Как, на Ваш взгляд, увеличить количество отдыхающих и вернуть оздоровительному туризму былую популярность?

– Нужно прежде всего популяризировать оздоровительные формы отдыха. Сейчас лишь немногие понимают, какую пользу может приносить отдых, включающий заботу о здоровье. Те, кто регулярно пользуется услугами санаториев, знают, как много прибавляется сил и творческой энергии после двухнедельного курортного отдыха. Это нужно постоянно транслировать всем категориям туристов, поскольку в оздоровительном отдыхе нуждаются абсолютно все.

Вопросы задавала Валентина Глянцева

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0

Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2019 Фонд «Общественное мнение»