• События

Лечение на экспорт

Количество иностранцев, обращающихся в российские клиники, пока невелико – около 100 тыс. человек в год. Между тем Минздрав рассчитывает увеличить этот поток в пять раз. Чем отечественное здравоохранение может привлечь зарубежного пациента?

qr-code
Лечение на экспорт

Первое, что приходит на ум большинству при словах «медицинский туризм», – лечение за границей. Однако профессионалы отрасли трактуют это понятие и в границах одной страны. «Не всегда подразумевается выезд в другую страну. Если человек обращается за медицинской помощью в другой регион, скажем, москвичи едут к стоматологу в Рязань, это тоже медицинский туризм», – пояснил Евгений Чернышев, вице-президент Ассоциации агентств медицинского туризма в ходе тематической программы «Российской недели здравоохранения».

Кто такой медицинский турист и что им движет?

Ключевая мотивация очевидна – это соотношение цены и качества медуслуг. В числе причин может оказаться возможность быстро попасть на прием к врачу, желание пациента соблюсти конфиденциальность (например, когда речь идет о пластической хирургии) или обойти закон – в случае с услугами репродуктивной медицины.

«Российский медицинский турист – состоявшийся во всех сферах жизни человек 50–70 лет. Эти люди очень активны, успешны – и стремятся таковыми оставаться», – вот портрет, который рисует Людмила Староверова, гендиректор агентства «Медассист».

Но в агентство лечебного туризма, в отличие от классического бюро путешествий, клиент приходит отнюдь не с развлекательной целью и не в приподнятом настроении. Им движут негативные эмоции: боль, страх перед неопределенностью, жажда вернуться в прежнее здоровое состояние, часто – злость на весь мир.

«Для русского человека словосочетание “медицинский туризм” звучит как издевательство: мол, у меня онкология, речь идет о спасении жизни, а кого-то волнуют черепахи на Сейшелах», – констатирует Оксана Гончарук, генеральный директор агентства «Медкор».

Особенности эмоционального состояния клиента определяют и главное профессиональное качество сотрудника агентства медтуризма: стрессоустойчивость. Менеджер должен поддержать и успокоить клиента, оставаясь при этом невозмутимым. Кроме того, одним только направлением в клинику дело не заканчивается: человека необходимо сопровождать и некоторое время после окончания лечения, напоминает генеральный директор агентства «МедикаТур» Татьяна Соколов.

Признаки эффективного агентства медицинского туризма

  • Хорошая репутация компании
  • Клиентоориентированность: психологическая поддержка, учет финансовых возможностей клиента, сопровождение по возвращении с лечения
  • Оперативность
  • Наличие в штате медицинского переводчика и юриста
  • Постоянный мониторинг цен и трендов лечебного туризма
  • Грамотное продвижение агентства в интернете
  • Наличие эксклюзивных предложений, таких как иммунотерапия дендритными клетками, лечение атрофии зрительного нерва, эндопротезирование с применением 3D-технологий и др.

Продукт еще нужно сформировать

Всеобщая глобализация затронула и рынок медицинских услуг. По оценкам экспертов, объем рынка медтуризма составляет 50 млрд долл., а темпы развития опережают рост мировой экономики.

Популярность лечебного туризма в мире в последние годы выросла на 15–20%. Однако этот тренд пока не коснулся России: количество въездных и выездных медицинских туристов одинаково невелико – около 100 тыс. человек. Большинство иностранцев, обратившихся за медицинской помощью, – граждане стран СНГ.

В будущем Минздрав России рассчитывает увеличить поток туристов впятеро – до 500 тыс. человек. Однако для этого придется преодолеть немало препятствий, в частности, сформировать готовый медицинско-туристический продукт, развить инфраструктуру, обучить медиков английскому языку (сейчас им владеют только 10–12% докторов), наладить систему выдачи медицинских виз.

Михаил Данилов, медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма, считает, что делу поможет продвижение медицинских услуг под единым национальным брендом, а также повышение информированности о возможностях санаторно-курортного лечения.

«Если раньше поток медицинских туристов был в основном направлен из развивающихся стран в более развитые, то теперь мы видим обратную тенденцию. Она связана с развитием систем качества, образования и подготовки персонала, которые сегодня насквозь пронизывают медицинскую отрасль, – говорит Михаил Данилов. – В России лечебный туризм развивается активно и спонтанно. Этот продукт должен еще окончательно оформиться: в частности, необходимо сформировать стандарт качества услуги и донести необходимую информацию до потребителя».

Дружелюбная среда и дружелюбные цены

На сегодняшний день рынок профильных агентств довольно узок, а вот поле деятельности у них широкое. Так, агентствам выгодна неготовность медучреждений сопровождать иностранцев дальше дверей больницы. «Конечно, клиника выполнит свои медицинские обязательства, но что делать с немедицинскими услугами? Кто встретит иностранца в аэропорту? Кто поможет с размещением и трансферами? Сегодня мы видим не только замечательные технологии лечения, но и неготовность принимать иностранца по немедицинскому участку работы», – констатирует Евгений Чернышев. Но с учетом необходимости увеличения экспорта медуслуг региональные центры постепенно подключаются к программе развития медицинского туризма.

Тем временем клиники столичные, например Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии Минздрава России, уже давно работают с иностранцами, пополняя собственный бюджет: ведь основной доход от лечебного туризма получают именно медучреждения. «Мы тщательно подбираем врачей, которые будут работать с иностранными гражданами. Создаем дружелюбную среду для пациента: в центре есть навигация на английском языке, обеспечение питьевой водой. В перспективе – создание комнаты для молитв», – поделился представитель Центра кардиологии Кирилл Черничка.

Кирилл Черничка: для иностранного пациента нужно создать дружелюбную среду

Кирилл Черничка: для иностранного пациента нужно создать дружелюбную среду

Дружелюбная среда, конечно, важна для иностранцев. Но ключевой фактор рынка лечебного туризма – цены на медицинские услуги. И они в российских клиниках более чем конкурентоспособные. Скажем, процедура простатэктомии с использованием робота да Винчи стоит 4000 евро, а в европейских центрах – от 20 тыс. евро. Аортокоронарное шунтирование в Германии обойдется пациенту в 20–40 тыс. евро, в Израиле – от 25 тыс. евро, в США – от 50 тыс. евро, в России – от 7000 евро. Хорошие перспективы у кардиологии и офтальмологии – именно на эти области приходится почти четверть обращений иностранцев в российские клиники.

К слову, медицинский туризм считается самым маржинальным в своем сегменте рынка. В России, за счет молодости отрасли, открываются широкие возможности как для агентств, так и для инвесторов. Однако участникам рынка следует помнить, что к высокому доходу прилагается высокая степень ответственности: ведь речь идет не об испорченном отпуске, а о жизни и здоровье человека.

ВАЛЕНТИНА ГЛЯНЦЕВА

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ