• Практики

Перевести дыхание

По статистике, если тысяча человек заболела тяжелой пневмонией, каждый десятый окажется на грани жизни и смерти. Об уникальной технологии спасения пациентов с помощью экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) рассказал врач – анестезиолог-реаниматолог, руководитель Центра ЭКМО ГКБ № 52 Департамента здравоохранения Москвы Михаил Кецкало

qr-code
Перевести дыхание

Михаил Валерьевич, экстракорпоральная мембранная оксигенация – новый метод в отечественной медицине?

 –  Не совсем. Он давно применяется как компонент кардиохирургической помощи, например, больным после операции на сердце или тем, кто ожидает трансплантации. Развитие ЭКМО в нашей больнице вызвано необходимостью поддерживать пациентов прежде всего с тяжелой дыхательной и иногда сердечной недостаточностью. Она возникает, как правило, при тяжелой пневмонии, из-за которой больные попадают в реанимацию. При этом не всегда реанимационная помощь и интенсивная терапия могут справиться с дыхательной недостаточностью, поскольку патологический процесс в легких по разным причинам может неуклонно прогрессировать. Тогда на помощь приходит экстракорпоральная мембранная оксигенация.

Нужно учитывать, что ЭКМО – это метод не лечения, а «временного протезирования». Его суть состоит в том, что кровь из крупного сосуда с помощью насоса нагнетается в оксигенатор, где происходит газообмен, и возвращается больному. Оксигенатор фактически выполняет функцию искусственного легкого, насыщая кровь кислородом.

 – Чем этот метод отличается от искусственной вентиляции легких?

 – При искусственной вентиляции аппарат доставляет кислород в легкие. Но когда они серьезно пострадали, сделать это невозможно. Экстракорпоральная мембранная оксигенация воздействует непосредственно на кровь. Существуют два варианта процедуры: вено-венозный и вено-артериальный. С помощью первого способа поддерживается функция легких, с помощью второго – сердца. Аппарат способен бесперебойно работать неограниченное время. Достаточно каждые 30–40 дней менять оксигенатор. При этом аппарат не приковывает пациента к кровати: человек продолжает лечиться, может ходить, принимать пищу, играть в компьютерные игры, общаться с родственниками. Когда мы видим, что началось выздоровление, отлучаем от ЭКМО. Самая длительная оксигенация в нашей практике составила 39 дней.

Аппарат ЭКМО вовсе не обездвиживает пациента: больной может ходить, есть, читать.

Аппарат ЭКМО вовсе не обездвиживает пациента: больной может ходить, есть, читать.

Какие существуют показания и противопоказания?

– В число показаний входит тяжелая пневмония любого происхождения, респираторный дистресс-синдром (тяжелое нарушение дыхательной функции. – Примеч. ред.), ушиб легкого. Недавно у нас была пациентка, у которой случился кардиогенный шок. В свое время ей была проведена операция на сердце и назначены препараты, разжижающие кровь. Однако, решив стать матерью, девушка прекратила лечение. Все закончилось тромбозом протеза митрального клапана. С помощью технологии ЭКМО и операции, проведенной в НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, пациентку удалось спасти.

Оксигенация также может понадобиться при сердечно-легочной реанимации. Так, пациенту с остановкой кровообращения вследствие инфаркта миокарда мы делали непрямой массаж сердца в течение 40 минут. Из-за того, что введение препаратов и использование дефибриллятора оказались неэффективными, использовали технологию ЭКМО. Уже на ЭКМО пациенту выполнили эндоваскулярное вмешательство на коронарных сосудах, которое обеспечило восстановление сердечной функции. Сейчас мужчина жив-здоров.

Абсолютных противопоказаний к процедуре нет, из относительных можно назвать преклонный возраст (старше 65 лет), избыточную массу тела, повреждение мозга и другие. Но это не значит, что с такими пациентами мы не будем работать, просто они требуют особого подхода.

В структуру центра ЭКМО входят кол-центр, палата в отделении реанимации и мобильная группа. Кол-центр принимает сообщения о «тревожных» пациентах: оператор проводит краткий опрос и отправляет в больницу специальную анкету. Потом мы анализируем заполненный чек-лист и на основании полученной информации решаем, нуждается ли этот человек в экстракорпоральной оксигенации. От момента поступления информации до принятия решения должно пройти не более 15–20 минут.

Сколько жизней удалось спасти за время работы центра?

 – По статистике, если тысяча человек заболела тяжелой пневмонией, примерно 100 из них попадут в отделение реанимации. У 20–60% пациентов при этом есть риск летального исхода. С помощью технологии ЭКМО мы можем вернуть к жизни более половины из них. С начала работы центра в 2017 году наша помощь потребовалось в 42 случаях  – 22 пациента мы смогли спасти.

Вы работаете исключительно в пределах своей больницы?

– Конечно, нет. Только в Москве оказали помощь более чем в десяти стационарах. Но мы работаем не просто на город, мы работаем на всю страну. Уже были выезды во Владикавказ, Липецк, Тулу. Также оказываем консультативную помощь. Кроме того, мы создали специальную образовательную платформу и уже обучили коллег из Москвы, Калуги, Тулы, Твери, Иваново, Липецка и Анадыря.

Нужно учитывать, что технология экстракорпоральной мембранной оксигенации не очень распространена. Она требует высококвалифицированного персонала, командной работы, совершенных методов диагностики, консультаций смежных специалистов. Кроме того, дорогое оборудование (стоимость аппарата – 7–8 млн руб., а расходных материалов – около 350 тыс. руб.) может позволить себе не каждая клиника. Мы активно взаимодействуем с Центром экстренной медицинской помощи ДЗМ, благодаря которому стала возможна транспортировка больных, ранее считавшихся нетранспортабельными, в том числе на аппарате ЭКМО.

Кстати, не так давно с коллегами из Инфекционной клинической больницы №2 мы спасли пациента с тяжелой формой тропической малярии, которой тот заразился в Африке. Высокую температуру он лечил ударными дозами парацетамола, чем окончательно повредил печень. В Москве он попал в реанимацию 2-й инфекционной. Выяснилось, что тяжелому пациенту необходимо замещать не только функции печени и почек, но и легких. При этом покидать отделение ему было нельзя. Поэтому мы на месте поставили систему ЭКМО и в течение 11 дней приезжали в больницу, чтобы контролировать работу нашего аппарата. Это случай демонстрирует прекрасную командную работу и полное взаимопонимание с коллегами. В нашем деле важно быть не уникальным, а нужным.

Беседовала Валентина Глянцева

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ