• События

Страховщики хотят двигать здравоохранение к рынку

И основной драйвер этого движения — активный пациент

qr-code
Страховщики хотят двигать здравоохранение к рынку

Системе обязательного медицинского страхования (ОМС) в этом году исполнилось 25 лет. Все это время она сохраняет гибридный характер, совмещая в себе рыночную и нерыночную модели.

Между рынком и бюджетом

Система ОМС, как признают эксперты, застряла между рынком и бюджетом. Ей даны рыночные инструменты: система может осуществлять независимый контроль, выступать адвокатом пациента посредством страховых представителей. Но этот инструментарий не позволяет ей преодолеть нерыночные ограничения — во многом наследие советской медицины.

«У страхования ограничены полномочия воздействия на систему здравоохранения, она не может ей рыночно управлять: поощрять хорошо работающие учреждения и исключать из системы работающие некачественно. Таким образом, внутри самой модели заложено противоречие», — отметил в ходе тематической дискуссии в ТАСС генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов. «Нынешняя страховая модель — форма согласования рынка с нерыночной сущностью медицины», — поддержал его Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем.

Нужны конкуренты

Одним из основных признаков рынка, как известно, является конкуренция. В данном случае — конкуренция за пациента. В системе добровольного медицинского страхования она представлена достаточно хорошо: и клиники, и страховщики активно борются за клиента. Пациент всегда может отказаться от услуг больницы, где его плохо лечили, или сменить страховую компанию, если недоволен уровнем защиты своих прав.

В системе ОМС все сложнее. Поменять врача, а уж тем более медицинское учреждение, не так-то просто: все упирается в пресловутые ресурсы. «Фундаментальное противоречие российской медицины хорошо известно: законодательство гарантирует бесплатную медицинскую помощь в полном объеме, но ресурсы системы здравоохранения ограничены, – прокомментировал Алексей Фирсов. — Из этого вытекают в том числе и проблемы страхования: медицинские учреждения оказывают помощь сверх лимитов, а у страховщиков нет средств, чтобы гасить эти расходы».

В роли защитника прав пациентов в системе ОМС выступает недавно созданный институт страховых представителей. Они должны сопровождать пациента на всех этапах оказания медицинской помощи, помогать разрешать конфликтные ситуации, напомнила заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Елена Сучкова.

По данным недавнего опроса ВЦИОМ, 48% россиян готовы воспринимать страховые компании как контролеров качества медицинских услуг. Кроме того, 42% респондентов хотят, чтобы их лучше информировали: например, сообщали о возможности выбора врача и медучреждения или напоминали о диспансеризации.

Довольно слабая осведомленность граждан о реформе здравоохранения, по словам руководителя управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилла Родина, выливается в общественный запрос на институт, обязательной функцией которого будет информирование. В частности, этот запрос адресован институту страховых представителей, от которых ждут не только контроля работы медучреждения, но и повышения информированности о правах и возможностях пациента. «Это достаточно серьезное расширение функционала», — подчеркнул Кирилл Родин.

Активнее, активнее!

Низкая осведомленность населения, вероятно, влечет за собой его пассивность. Создается парадоксальная ситуация: система ОМС в значительной степени финансируется за счет страховых взносов налогоплательщиков, но пациент-налогоплательщик не чувствует себя причастным к ней. А его пассивность не дает возможности получать объективную оценку работы системы и эффективно распределять средства.

Более того, даже имеющиеся у него права российский пациент не знает, как применять. Так, в 2011 году в системе ОМС граждане получили возможность выбирать страховую компанию.

«За семь лет в стране так и не сформировалась культура использования этих прав, зато у населения за долгие годы сложился стереотип поведения: терпеть до последнего, а когда станет совсем плохо – идти в прокуратуру. Здесь требуется системное изменение сознания», — считает Александр Трошин, директор по развитию «АльфаСтрахование-ОМС», руководитель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков по развитию ОМС.

Безусловный залог активности пациента — отношение к собственному здоровью. А оно, как известно, определяется не только степенью личной ответственности, но и национальным менталитетом. В нашей стране, отметил Алексей Фирсов, здоровье традиционно воспринимается не как актив, в который нужно вкладывать, а как ресурс, который можно тратить. Но постепенно подход меняется, главным образом у молодого поколения. Все активнее высказывается мнение, что пациент сам должен нести ответственность за свое здоровье, не забывая о профилактике и отказываясь от вредных привычек. Система ОМС, в свою очередь, должна поощрять тех, кто следит за своим здоровьем, и накладывать дополнительные финансовые обязательства на тех, кто этого не делает.

Однако вопрос, насколько такой подход приемлем в социальном государстве, остается открытым.

Эксперты единодушны в одном: без активного пациента построение эффективной рыночной модели ОМС невозможно. «Сегодня у пациента есть все условия для активности, — считает Елена Сучкова. — Мы рассчитываем на обратную связь, чтобы устранять нарушения и недоработки, возникающие в нашей системе».

Какой бы модели сегодня не придерживалась ОМС, ясно одно: в связи с майскими указами президента об увеличении продолжительности жизни населения и снижении смертности нагрузка на нее возрастет. И то, как система справится с этими задачами: с активными, пассивными ли пациентами, — обусловит ее дальнейшую трансформацию.

ВАЛЕНТИНА ГЛЯНЦЕВА

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ