• Практики

Терапевт? Нет! Врач общей практики

В столичных поликлиниках терапевтов заменяют врачами общей практики. У новых докторов – новые функции и новое техническое оснащение. Но они тоже работают в первичном звене

qr-code
Терапевт? Нет! Врач общей практики

Пройдите к джиписту

Сколько эмоций вызывает у русского человека словосочетание «талончик к терапевту»! Однако москвичи в скором времени смогут забыть, что это такое: талончики заменяют электронными очередями, а терапевтов – врачами общей практики. Название новой специальности звучит непривычно как для медиков, так и для пациентов. А уж английский вариант – джипист (general practice – общая практика) – и вовсе вызывает недоумение. Но главное, что интересует пациентов: а где же терапевты?

А терапевты все там же, в поликлиниках. Но некоторые из них переучились, получили новые навыки и стали называться врачами общей практики. Замена терапевтов джипистами началась два года назад. Цель – разгрузить узкопрофильных специалистов. По данным Департамента здравоохранения Москвы, в подведомственных ему поликлиниках уже работают 2,7 тыс. врачей общей практики. В прошлом году они провели 12 млн приемов.

Специалисты переобучаются на базе ведущих медицинских вузов города. По словам Ольги Шархун, доцента кафедры терапии и семейной медицины Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, за пять лет у них прошли переподготовку почти 2 тыс. докторов. А школа профессионального роста при РНИМУ адаптирует учащихся к системе столичного здравоохранения и разъясняет, что может и чего не может делать врач первичного звена. Для практикующих врачей общей практики создается программа персонифицированного сопровождения.

«Вопросов появилось много. Кто такой врач общей практики в системе нашего здравоохранения? Какое место он должен занять? Какие у него компетенции и каково взаимодействие с узкими специалистами?» – рассказала Ольга Шархун на заседании дискуссионного клуба «Сколково», посвященном проблемам медицинского образования. Ответить на все эти вопросы непросто.

Главное, что нужно понимать: врач общей практики, как и терапевт, – это врач первичного звена. Именно к нему сначала идет пациент. Доктор обследует больного, ставит диагноз, назначает лечение и только при необходимости направляет к узкопрофильному специалисту.

«Если у пациента язвенная болезнь, которая хорошо поддается лечению, зачем ему гастроэнтеролог? Мы направляем пациента к узкопрофильному специалисту, только если назначенное лечение не дает результата или в сложных случаях, например при выраженной дивертикулярной болезни», – пояснила Здрав.ФОМ Елена Авилова, врач общей практики городской поликлиники № 209 ДЗМ, обладатель статуса «Московский врач», терапевт с 26-летним стажем.

И давление измерить, и глазное дно посмотреть

Превращение терапевтов в джипистов не ограничилось простым переименованием специальности. У врачей общей практики гораздо больше задач и возможностей. В частности, они могут снять ЭКГ, сделать перевязку, подобрать очки. И если технический арсенал терапевтов исчерпывается фонендоскопом и тонометром, то у джипистов он гораздо шире: риноскопы, отоскопы, пульсометры и прочее. В столичных поликлиниках оборудовано свыше 2 тыс. кабинетов ВОП и более 600 манипуляционных.

«Возможностей стало больше. Теперь мы можем самостоятельно делать ЭКГ, экономя свое время и время пациента. Или, скажем, раньше пациента с гипертонической болезнью отправляли к окулисту, а теперь сами смотрим, в каком состоянии сосуды глаз», – отметила Елена Авилова.

Кроме того, врач общей практики может выписывать жизненно важные лекарства, например, больным диабетом.

В отличие от терапевта, врач общей практики не выезжает на участок. К пациентам, которые не могут выйти из дома, приходит врач патронажной службы, а к больным в остром состоянии – дежурный врач кол-центра.

Остальные организационные моменты остались в силе: те же 12 минут на прием, те же три десятка пациентов в день. Как относятся больные к «новым докторам», сказать сложно. 

«Пациенты бывают разные. Представители старшего поколения обычно очень хотят попасть на прием к узкому специалисту. Так и говорят: «Здравствуйте, мне нужно к эндокринологу», – рассказала Елена Авилова. – Приходится объяснять человеку, что ты владеешь такой же информацией, что и эндокринолог, можешь сам провести обследование и назначить лечение. Обычно пациенты соглашаются, лечатся, выздоравливают и радуются, что к узкому специалисту идти не пришлось. Пациентов, которым всю патологию ведет врач общей практики, сейчас очень много».

Новая специальность набирает популярность. Ее стремятся получить не только терапевты, но и, к примеру, врачи скорой помощи. Однако специалисты уверены: джипистов нужно готовить смолоду. «Подготовка врача общей практики должна начинаться на довузовском этапе (как профориентация школьников), продолжаться на этапе высшего образования, а затем – на протяжении всей жизни (как совершенствование профессиональных знаний). Это поможет создать квалифицированного врача будущего», – сказала Ольга Шархун.

К слову, институт ВОП – не российское изобретение, а мировой мейнстрим. Эта система хорошо развита в США и европейских странах. Приживется ли заморский джипист в российской поликлинике – посмотрим. А пока – на осмотр к врачу общей практики.

Валентина Глянцева

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ