Полноценная электронная медицинская карта, личный кабинет пациента на портале госуслуг, межведомственное взаимодействие без участия больного – лишь некоторые составляющие цифрового контура здоровья
Национальным проектом «Здравоохранение» предусмотрена реализация федерального проекта «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» (2019–2024 годы). На его реализацию планируется потратить порядка 177 млрд руб., причем 60% этой суммы выделит федеральный центр, остальное будет финансироваться за счет региональных бюджетов.
Цель проекта – повышение эффективности функционирования здравоохранения России путем развития и внедрения информационных и платформенных решений.
Целевые показатели цифрового контура
* Данные на 31 октября 2018 года.
Основные средства (порядка 44%) будут направлены на внедрение и развитие государственных информационных систем субъектов РФ. Второе по объему финансирования направление – это внедрение и развитие медицинских информационных систем (41%). На автоматизацию подведомственных Минздраву медицинских организаций пойдет около 12%. Чуть более 3% – на федеральные компоненты: заключение контрактов на работу федерального центра обработки данных и сервисов ЕГИСЗ, развитие раздела «Мое здоровье» Единого портала госуслуг (ЕПГУ) и работу центра компетенций.
Каковы ожидаемые результаты реализации проекта?
В каждом субъекте Федерации будет сокращено время ожидания гражданами медицинской помощи за счет реализации региональной системы управления маршрутизацией и потоками пациентов. Плановые обследования и запись к врачам начнут осуществляться из подразделений поликлиник отделенных районов на приеме у врача.
К 2021 году все медицинские организации, осуществляющих первичный прием, подключатся к централизованной региональной системе «Управление потоками пациентов». В них необходимо внедрить планирование и проведение профилактических осмотров и диспансеризации, предоставление электронных услуг (сервисов) в личном кабинете пациента на ЕПГУ (вызов врача на дом, запись на прием и на профилактические медицинские осмотры, диспансеризацию).
Для обеспечения контроля времени доезда санитарного автотранспорта, четкой маршрутизации пациентов при неотложных состояниях в специализированные организации будет внедрена централизованная система «Управление скорой и неотложной медицинской помощью (в том числе санитарной авиации)». Врач скорой помощи должен получать сведения об аллергическом статусе и хронических диагнозах пациентов.
К 2020 году все организации, участвующие в оказании скорой и неотложной медицинской помощи, необходимо подключить к единому диспетчерскому центру приема и обработки вызовов. Контроль времени доезда санитарного автотранспорта должен осуществляться при помощи спутниковой системы ГЛОНАСС.
Также к 2020 году во всех организациях, участвующих в обеспечении льготных категорий граждан лекарственными препаратами, появятся автоматизированное планирование и контроль закупок, информационный обмен с аптечными организациями, в том числе электронными рецептами. В 2024 году не менее 70 субъектов РФ должны перейти на выписку электронных рецептов.
Врачи получат возможность консультироваться по сложным клиническим случаям со специалистами национальных медицинских исследовательских центров за счет подключения медорганизаций к единой федеральной телемедицинской сети.
К 2023 году мониторинг состояния здоровья пациентов с учетом выявленных факторов риска должен осуществляется путем подключения структурных подразделений медицинских организаций к централизованным системам.
***
Единый цифровой контур российского здравоохранения, который называют преемником Единой государственной информационной системы здравоохранения, объединит десятки тысяч медицинских учреждений, включая фельдшерско-акушерские пункты. Планируется, что цифровой контур «замкнется», когда граждане получат онлайн-доступ к своим медданным. Это означает, что медицина вступает в пору digital, где в обычной жизни уже давно существуют большинство ее пациентов.