Эндокринологи рассказывают, как проявляется и чем опасен недостаток йода и поможет ли йодирование соли
Минздрав России внес изменения в Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, приведя суточную норму потребления соли к стандартам ВОЗ: не более 5 г в сутки (включая добавленную соль). При этом заместитель министра здравоохранения РФ Олег Салагай отметил, что соль стоит использовать йодированную.
По данным НМИЦ эндокринологии, ежегодно в специализированной помощи нуждаются 1,5 млн взрослых и 650 тыс. детей с заболеваниями щитовидной железы, основной причиной которых является йоддефицит. «Йод нужен организму для выработки гормонов щитовидной железы, необходимых для развития мозга. Подавляющее большинство заболеваний щитовидной железы связано с дефицитом йода», – отметила заместитель директора НМИЦ эндокринологии, директор Института клинической эндокринологии Галина Мельниченко в ходе форума «Общественное здоровье».
Эндокринологи напоминают, что недостаток йода может привести к умственной недостаточности и низкорослости у детей, а у взрослых – к репродуктивным и когнитивным нарушениям (в том числе к снижению памяти, внимания), сонливости.
«Дефицит йода ведет к глобальному снижению интеллектуального потенциала нации. Человек, которому не хочется взять в руки книгу из-за сниженного IQ, берет в одну руку бутылку пива, а в другую – гамбургер», – отметила заместитель директора Института клинической эндокринологии, руководитель отдела терапевтической эндокринологии НМИЦ эндокринологии Екатерина Трошина.
Россияне в среднем потребляют 40–80 мкг йода в день, что в три раза меньше рекомендованной ВОЗ нормы (150–250 мкг).
«Большинство регионов России относятся к регионам со средним и легким йоддефицитом. Есть и регионы с тяжелым дефицитом, например Республика Тыва. Регионов, где дефицита йода не наблюдается, практически нет, если не считать районов, которые находятся в непосредственной близости от моря», – сказала руководитель Центра клинических исследований, профессор кафедры эндокринологии и диабетологии СибГМУ Юлия Самойлова.
Известно, что йодом богаты морская рыба (например, треска, тунец) и другие морепродукты (креветки, ламинария). Кроме того, он содержится в некоторых овощах и фруктах (картофеле, хурме), а также в молоке и яйцах. Однако, по словам специалистов, его там недостаточно, чтобы обеспечить суточную потребность организма. Йодированная соль содержит приблизительно 45 мкг/г йода. Если заменить обычную соль йодированной, рекомендованной нормы ВОЗ – 5 г (одной неполной чайной ложки) – будет достаточно, чтобы насытить организм необходимым микроэлементом. Но йодированную соль потребляет менее 30% жителей нашей страны.
«Йодирование соли – это высокоэкономичный и эффективный способ ликвидации йоддефицита, который принят ВОЗ как основной способ массовой профилактики. Соль – дешевый и общедоступный продукт, и съесть его намного больше, чем необходимо организму, невозможно», – отметила Юлия Самойлова.
Она также добавила, что в настоящее время Минздрав принял стандарт йодирования поваренной соли, который составляет 40±15 мг йода на 1 кг. А упомянутый выше законопроект предполагает использование йодированной соли в пищевой промышленности, прежде всего – в хлебопекарной. В Минздраве рассчитывают, что употребление йодированной соли и хлеба, изготовленного с ее применением, обеспечит 90% суточной нормы йода и позволит ликвидировать его дефицит.
При этом эндокринологи успокаивают: аллергии на йод опасаться не стоит. «Даже при наличии аллергической реакции на йод, который используется для наружного применения, вряд ли подобная реакция возникнет на йодированную соль. Но в этом случае необходима консультация аллерголога с проведением проб, чтобы убедиться, что возникает реакция именно на иодат калия, который используется при йодировании соли», – пояснила Юлия Самойлова.
Напомним, в некоторых странах Евразийского экономического союза (в частности, в Армении, Белоруссии, Казахстане) уже введено всеобщее йодирование соли. По данным НМИЦ эндокринологии, подобная мера позволит уменьшить количество йоддефицитных заболеваний в России у детей на 70–80%, а у взрослых – на 40–45%.