В семье Анастасии Еговцевой растет особенный ребенок. Она рассказывает об удивительных результатах в его развитии, которые дают специальные занятия, игры и любовь родных
Задержка речевого развития может быть и у абсолютно здоровых детей. «Эх, вот у Машки сын уже давно алфавит знает и Барто наизусть читает», – крутится в голове, когда смотришь на свое чадо в хлебных крошках. Но поводов расстраиваться нет. Пусть ребенок развивается в своем темпе, главное – заниматься с ним.
Хороший специалист способен определить заболевание и работу зон головного мозга по речи. Но даже в домашних условиях можно проследить речевые особенности ребенка. Стоит обратить внимание на количество слов в лексиконе, откуда они берутся, как усваиваются и применяются, какие слова преобладают.
О том, как помочь ребенку разговориться, расскажу на примере своего брата. Ему семь лет, и он инвалид. У него симптоматическая эпилепсия, слабая умственная отсталость и правосторонний гемипарез. Все это – следствие инсульта в левом полушарии, который он перенес в месячном возрасте. Левое полушарие отвечает за устную речь и абстрактное мышление, к которому относятся счет, термины и понятия. А поскольку эти зоны мозга были повреждены, то это сильно отразилось на речи.
Уже в три года проявилась одна из особенностей: мой брат называет предметы не по их названиям, а по своим ассоциациям. Даже людей он может звать не по имени, а по характерной черте или воспоминанию. Так, старшего брата он зовет Капка, потому что тот ездит на машине «Капа» (Honda Capa), а другой брат получил прозвище Лялейка в честь похожей на него говорящий игрушки (обезьяны).
Другая особенность – глаголы. Раньше их совсем не было в речи, были ассоциативные звуки. «Бам-бам» означало бить, стучать молотком, а «гррр» – светить, например, фонариком, также это слово означало свет. Сейчас он уже активно пользуется глаголами: хочу, буду, пойдем.Особое внимание занимает его система счета, в которой только: один, три и семь. Где один означает нечто единичное и быстро заканчивающееся, чего очень мало. Три – это то, что больше одного раза. И семь – очень много. Примитивный счет. Увы, но у людей с нарушениями левого полушария довольно плохо с символизацией. Им тяжело даются такие абстрактные операции, как счет или логические задачи с терминами. Им трудно сопоставить символ и предмет. Поэтому мой брат, хоть и знает алфавит, не может читать. Для него каждая буква – ассоциация к слову, которое на нее начинается.
Тем, кто мало с ним общается, требуется переводчик с его языка. Например, он любит открывать и закрывать на улице ворота. Но если ты не знаешь, что он называет их «ганя», то ни за что не догадаешься, куда он тебя зовет. Хотя он дает подсказки, пытается объяснить на своем языке, что он имеет в виду, порой бывает невозможно догадаться.
Его стремление объяснить и умение рассуждать говорят о том, что он отлично все понимает. Он пользуется минимальным запасом слов и языковых конструкций, но он хочет, чтобы и его услышали. Это как приехать в Германию, обладая минимальными навыками общения на немецком.
Сейчас ему семь лет. Наша «птица-говорун» умеет шутить, рассуждать, делать выводы, рассказывать, как прошел день, и выдумывать истории. Пусть со стороны его поток слов неясен, но на его языке он изъясняется превосходно. И мы его отлично понимаем: все просьбы, вопросы, шутки и восклицания.
Что же нам помогло разговорить брата? Разговоры. С ребенком нужно разговаривать. Не усаживать его за развивающие игрушки или включать телефон, а общаться с ним. Даже если он еще очень плохо говорит и много отвлекается. Не нужно усердно по часу в день читать ему сказки. Достаточно начать с пяти минут чтения коротких стихов. Тексты стоит брать с простыми словами, чтобы в них встречались предметы, которые ребенок часто видит в жизни: игрушки, мебель, деревья. Чем мелодичнее и ритмичнее текст, тем легче он будет запоминаться. Да и слушать его приятнее. Также можете придумывать истории о своем ребенке. Дети любят слушать рассказы о себе или сказки. Заодно потренируете свое воображение. Того и глядишь, через год таких упражнений подадитесь в детские писатели.
Речь – это общение, обмен впечатлениями, вопросы, просьбы. Чем больше ребенок будет гулять, видеться с другими детьми, тем больше новых слов и вопросов будет возникать в его голове. О телефонах и мультиках лучше забыть. Дети легко на них подсаживаются, становятся довольно капризными и неразговорчивыми. А им необходима игра. Через проигрывание ситуаций они не только учатся говорить, но и изучают мир с его моделями поведения.
Устройте игру с переодеваниями. Для моего брата настоящие герои – пожарные, врачи и полицейские. У нас весь дом зачастую превращается в игровую зону: все окутано оградительной лентой, везде машины, нарисованные на картоне знаки, а мы – в сшитых собственноручно костюмах. Можно придумывать разные ситуации и истории, в которых важной частью являются звуки: гудение трактора, свист падающих блоков или разговор пожарных. Чем эмоциональнее и ярче реплики, тем ребенку интереснее и полезнее для развития речи и коммуникативных навыков. Ведь зачем ребенка учить говорить? Чтобы он мог что-то попросить, узнать и стать полноценным членом общества, где ему нестрашно и все понятно.
Еще один способ, схожий с первым, это «караоке без текста». Мой брат научился петь быстрее, чем говорить. С младенчества он отличался музыкальным слухом: повторял интонации, манеру исполнения. Он любит слушать русские песни и повторять звуки и слова. Пропевать слова намного проще, чем просто произносить их. К тому же это не только развивает, но и поднимает настроение. Брат включает песни с флешки, берет импровизированный микрофон и гитару и устраивает домашний концерт. А если с песнями еще рано по возрасту, то можно начать с простых упражнений для распевки. С этого начинают работу большинство логопедов. Существует множество методик, которые рассчитаны на разные особенности развития.
Для комплексного развития речи также стоит походить на точечный массаж. Легкие поглаживания по ручкам не помогут. Здесь нужна особая техника, когда при помощи нажатия на конкретные точки стимулируются рост и развитие. После нескольких сеансов такого массажа становится активной мелкая моторика, ребенка тянет лепетать, даже улучшается аппетит.
И куда же без массажа для губ и языка? Чем активнее разминаешь речевой аппарат, тем лучше он будет работать. Нужно не только делать «лопаточку» языком, но и покусывать щеки, делать вибрационное «брр» губами, стараться произносить сложные сочетания букв. Между прочим, такими упражнениями пользуются телевизионщики, чтобы разогреть речевой аппарат перед эфиром. Кто знает, может ваш ребенок научится говорить и пойдет в журналистику.
Не нужно отчаиваться, если речевой прорыв долго не происходит. Слова – как речной поток: чем больше воды накопится, тем быстрее река хлынет через плотину. Терпеливо заниматься, набирать новые слова и больше играть – это то, что необходимо. И в один прекрасный день ребенок вдруг начнет вам что-то рассказывать. Вы удивитесь, как внезапно он разговорился. Но нет, не внезапно. Это будет результат упорного труда предыдущих недель. Верьте, пробуйте и все получится.