Меню

  • Редцех

«Нельзя преднамеренно нарушать сложившийся уклад ребенка»

В семье Анастасии Еговцевой растет особенный ребенок. Она рассказывает о сложностях общения с младшим братом и о том, как договориться с ним, не вызвав вспышек гнева в ответ

Справиться с агрессией или нервным срывом здорового ребенка порой нелегко, но зато план действий всегда ясен. С малышом можно договориться. Но что делать, если у него отклонения в развитии?

У моего брата случился инсульт в левом полушарии, когда ему был месяц. После этого случая у него атрофировалась левая височная доля. Психиатр по итогам обследования поставила диагноз «слабая умственная отсталость». При этом у него наблюдаются характерные для аутистического спектра черты. Это сильно влияет на нашу повседневную жизнь, в которой обычные вещи могут вызывать приступ паники. Поэтому все подстраивается под ребенка.

Одна из особенностей его поведения – ритуалы. Любое нарушение привычного режима дня, смена маршрута до детского сада и поставленная не на свое место вещь могут спровоцировать срыв. Дети с подобными нарушениями создают определенный порядок: выстраивают игрушки в ряд, запоминают конкретную последовательность игр и действий. Если ввести нечто новое или разрушить старую схему, ребенок либо закатывает истерику, либо прибегает к агрессии.

Стоит отметить, что такие дети воспринимают все буквально. Так что пытаться договориться с ними сложно. Мой брат от упрямства все делает наоборот. Чтобы заставить его вымыть руки, мы настоятельно просим его этого не делать. Тогда он мигом несется намыливать ладошки после прогулки. А про просьбы успокоиться и говорить не стоит.

Еще одна особенность – зацикленность на предмете или действии. Так, когда ребенка отвлекаешь от занятия, натыкаешься на бурную реакцию. Или не можешь отвлечь его от объекта агрессии. Пока он сам не решит закончить громко петь, его не остановить, не вызвав его возмущение. У него есть любимые игрушки и вещи, которые трогать строго запрещено. Порой и здоровые дети ревностно относятся к своим вещам или не хотят прекращать играть. Но у моего брата это носит характер нервной зацикленности. Как совладать с этим? Один из способов – отвлечь ребенка от объекта агрессии, перенаправить ее в другое русло. При этом в половине случаев объекту агрессии самому трудно это сделать. Но возможно. Его нужно завлечь в игру или обратить его внимание на интересную и необычную вещь. Это должно быть живое общение. Многим достаточно дать ребенку в руки телефон и включить ролики на YouTube, чтобы он отвлекся. Но это не выход. От роликов дети становятся более раздражительными и зависимыми. Начинают появляться новые ритуалы. Например, они не могут есть без телефона. Или, посмотрев видео, где мальчики играют с ружьями и пульками, начинают носиться по дому с пистолетиками и тыкать ими прямо в лицо.

Также не надо провоцировать или «переламывать» таких детей. Прежде чем знакомить ребенка с чем-то новым, нужно мягко и поэтапно подготовить его к этому. Иначе внезапная поездка на детский праздник обернется жуткой истерикой – и все мероприятие сорвется, каким бы радостным оно ни было. Не провоцировать – значит преднамеренно не нарушать сложившийся уклад ребенка, это может повлечь срыв. Если со здоровыми детьми можно договориться, то в нашем случае нужно действовать аккуратно и терпеливо.

Если ребенок начал злиться, ни в коем случае нельзя раздражаться в ответ. Оставаться спокойным и терпеливым – лучшая тактика. Раздраженность и усталость родителя лишь провоцирует ребенка на дальнейший выплеск эмоций.

Зачастую дети при незнакомых людях ведут себя сдержанно. Например, в садике слушают воспитателей и терпят то, что дома они делать не стали бы. Но, придя домой, они расслабляются и выпускают все эмоции наружу. К этому нужно относиться с терпением. Ребенок устает держать себя в рамках, возможно, он поссорился со сверстником и не испытывает желания идти завтра в садик. В таких случаях его надо успокоить и выяснить причину. Это может быть невкусная каша, из-за которой он весь день ходит голодный и злой, или грубый воспитатель. Поэтому первый шаг – найти проблему и постараться «обезвредить». А потом найти позитивные моменты, которые могут привлечь ребенка. Например, можно обратить его внимание на интересные игрушки, прогулки на площадке или музыкальные занятия. Главное, фокусироваться и говорить о положительном.

Также внезапная агрессия может быть попыткой привлечь к себе внимание. Дети, у которых плохо развита речевая способность, порой не могут что-то объяснить или попросить, особенно вашего внимания. Поэтому они могут подойти и ущипнуть, спрятать вашу вещь или мешать во время уборки по дому. В такие моменты нужно понимать, что ребенок не просто пакостничает, он хочет привлечь ваше внимание, поиграть с вами и пообщаться. 

Еще одно секретное оружие против злости – щекотка. Работает безотказно. От щекотки переходим к игре и к позитивному общению.

А в качестве профилактики прописываю 16 объятий и дюжину поцелуев в день, а еще как можно больше положительных эмоций и похвал. Никаких ссор при ребенке. Дети все чувствуют и, как тонко настроенные камертоны, перенимают настроение близких.

Детям важно получать дозу ласковых тактильных ощущений. Мой брат перед сном гладит сам себя по рукам и ногам, входит в спокойное и умиротворенное состояние и засыпает. При этом он не дает обниматься и ластиться никому, даже маме. Если ребенок закрывается, внутренне он всегда испытывает потребность в ласке, тепле и защите. И ее нужно проявлять всеми возможными способами.

Чтобы не провоцировать и не натыкаться на агрессию, надо хорошо изучить своего ребенка, все его особенности. А для этого необходимо с ним общаться, больше времени проводить вместе. 

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ