Меню

  • Развитие

Пациент и врач заговорят на одном языке

В «Сколкове» формируется анклав передовых клиник мира. Там уже работает израильская «Хадасса» и скоро появится полностью цифровой госпиталь «Бундан» – филиал южнокорейской университетской клиники. О том, как корейские практики вовлеченности, взаимодействия и доверия помогают ускорить выздоровление, рассказала медицинский директор Фонда Международного медицинского кластера (ММК) Влада Сайфетдинова

За успех лечения отвечают двое

– Южнокорейская система здравоохранения считается одной из наиболее эффективных в мире. Какие подходы и методики может позаимствовать у нее российское здравоохранение?

– Госпиталь «Бундан» – яркий пример современного подхода в медицине, где одновременно решаются три задачи: лечебная, научно-исследовательская и образовательная. В этой единовременности – залог успеха как конкретного лечебного учреждения, так и системы здравоохранения в целом.

Для создания прорывных технологий и внедрения их в медицинскую практику необходимо, чтобы врачи и ученые могли работать на одной территории. В их сотрудничестве заключена движущая сила здравоохранения. Кстати, 70–80% работников «Бундана» будут россиянами. По мере развития проекта и обучения наших специалистов число привлеченных иностранцев будет снижаться. Специальные сервисные программы научат медиков правильно беседовать с пациентами и их родственниками, поддерживать обратную связь и необходимый уровень качества медуслуг. Менеджмент и технический персонал, работающий с оборудованием, пройдут обучающие курсы.

Еще один мировой тренд, который мы хотим развивать в стенах клиник медкластера, – вовлечение пациента в лечебный процесс. Такой подход повышает ответственность пациента за свое здоровье, позволяет с двух сторон контролировать лечение. Человек, который знает, что с ним происходит, когда нужно сдавать анализы, делать КТ, не боится лечиться и не дает болезни прогрессировать. Кроме того, число врачей и среднего медицинского персонала уменьшается (это общемировая проблема), а заинтересованность пациента в собственном здоровье снижает нагрузку на медиков. Очень важный момент – доверие. Пациент должен доверять своему врачу, от этого во многом зависит успех лечения. Доверие должно быть и внутри команды специалистов. Каждый должен знать, что его коллега на предыдущем этапе все сделал правильно, передал всю необходимую информацию, ничего не пропустил. Это позволяет принимать верные совместные решения.  Именно на этих принципах – вовлеченности, взаимодействия, доверия и непрерывного обучения – будет строиться работа госпиталей, входящих в Международный медицинский кластер «Сколково», в том числе и госпиталя «Бундан». На эти принципы стоит опираться и российскому здравоохранению в целом.

Без бумаг

– Госпиталь «Бундан» знаменит тем, что полностью обходится без бумаги: ни привычных медицинских карт, ни рецептов. Жизнеспособна ли такая практика в России?

– Зарубежные госпитали, работающие на территории ММК, полностью переносят собственную модель здравоохранения на российскую почву. Поэтому российский «Бундан», как и корейский, будет полностью безбумажным. Такая практика очень полезна отечественному здравоохранению. Она позволит увидеть, как работает эта система, какие преимущества дает, насколько улучшает качество обслуживания пациентов.В классической, бумажной, модели, чтобы получить необходимую информацию о пациенте, который лечился в другом учреждении, врач делает запрос в архив (особенно это распространено в регионах). Затем ждет, пока нужную бумагу там найдут, сделают копию и т. д. В цифровой – врач в онлайн-режиме может увидеть все, что происходило с пациентом на протяжении нескольких лет: обследования, анализы. Это позволяет принимать правильные клинические решения. Кроме того, работе врача помогают системы поддержки принятия решений. Несомненно, этот опыт стоит перенять отечественному здравоохранению.

От возможных перебоев с электричеством защитит система резервного электропитания. На ней госпиталь сможет работать неделю. Кстати, подобные системы имеются и в российских клиниках.

– Но так ли нужна всеобъемлющая цифровизация российским врачам и пациентам?

–  Цифровизация – глобальный тренд, который касается всех сфер жизни, и рано или поздно любое развитое общество к этому придет. Ожидание в очередях очень нервирует пациента, а у него и без того забот хватает. Удаленная запись на прием к врачу, получение второго мнения специалиста или доступ к электронной медкарте экономят время и нервы. Врачу же цифровые технологии позволяют следить за состоянием больного в динамике, быстро реагировать, корректировать терапию, не допускать развития острых ситуаций.Так что цифровизация здравоохранения – скорее вопрос времени, чем выбора.

Целевая аудитория – российские пациенты

– Планируется ли оказывать помощь пациентам по ОМС и ДМС? Лечить зарубежных гостей?

– Пациенты, которые придут лечиться в кластер, должны будут оплачивать лечение самостоятельно. Получение помощи по системе обязательного медицинского страхования (ОМС) пока не предусмотрено. Это связано с особенностями законодательства: для финансирования в системе ОМС клиника должна получить российскую лицензию, то есть работать по стандартам нашей страны. Это кардинально меняет идею Международного медицинского кластера, ключевая задача которого – принести в Россию лучшую мировую практику с протоколами и стандартами стран-участниц. В системе добровольного медицинского страхования (ДМС) все немного проще: финансирование может быть за счет средств крупных компаний, которые оплачивают лечение своих сотрудников, или страховиков, которые раньше отправляли пациентов лечиться за границу, а теперь смогут отправлять в ММК.

Пока целевая аудитория кластера – россияне и пациенты из стран ближнего зарубежья. По разным данным, от 80 тыс. до 200 тыс. российских пациентов едут лечиться за рубеж. Они выбирают Израиль, Германию, США и Южную Корею для получения высокотехнологичной медпомощи. Когда помощь такого же уровня, по тем же стандартам будет доступна в России, пациенты с большой охотой будут лечиться в своей стране. Ведь это снижает затраты на переезд, сопровождение, перевод медицинских документов, исключает языковой барьер. В перспективе пациентами госпиталя смогут быть и иностранцы.

Кстати, по статистике, за границей россияне чаще всего обращаются за кардиологической, онкологической, ортопедической помощью и реабилитацией. Именно на этих областях и будет специализироваться «Бундан». Медпомощь, ориентированная на спрос, – один из залогов эффективной работы госпиталя.

– В международном медкластере «Сколково» уже работает израильская «Хадасса», в 2022 году откроется «Бундан». Какие еще клиники появятся на территории ММК в ближайшем будущем?

– Уже есть соглашение с испанской клиникой «Роман Фернандес». Недавно мы заключили договор с французской «Клинеа», которая входит в известную «Орпеа Групп» и будет заниматься реабилитацией в области кардиологии, онкологии, травматологии и нейрохирургии. Также обсуждаем открытие филиала клиники Страсбургского университета, ведем переговоры с передовыми госпиталями Испании и Италии. Всего в проект планируется привлечь 10–15 участников. Словом, лучшая медицина со всего мира скоро будет доступна и в России.

Беседовала Валентина Глянцева

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ