Из-за пневмококка могут развиться менингиты и пневмонии, острые отиты и сепсис
На пневмококковые пневмонии и менингиты приходится наибольшее число смертей и серьезных последствий от инфекций в мире. Резистентные пневмококки ответственны минимум за 1,2 млн случаев заболеваний и 7 тыс. смертельных исходов ежегодно. В России заболеваемость пневмококковыми менингитами в 2018 году (по сравнению с 2017 годом) выросла на 19,3%, и чуть меньше, на 19,1%, – внебольничными пневмониями. Самые высокие показатели смертности среди взрослых, больных пневмококковыми менингитами, пришлись на 2017 год: 45–64 года – 29%, 65 лет и старше – 51%.
При этом резистентность возбудителей инфекционных болезней к средствам антимикробной химиотерапии нарастает, сообщил Николай Брико, академик РАН, главный эпидемиолог Минздрава России, завкафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ имени Сеченова. А это становится причиной дополнительных курсов терапии, увеличения сроков госпитализации пациентов и их временной нетрудоспособности.
Эксперт подчеркнул, что сегодня в связи с антибиотикорезистентными формами пневмококковых инфекций растет значение вакцинации. Вакцинация детей против пневмококковой инфекции в рамках национальных программ иммунизации применяется в 144 странах, в 41 стране вакцинопрофилактика включена в национальные рекомендации по иммунизации взрослых.
Виктор Романенко, доцент кафедры эпидемиологии, социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы Уральского государственного медицинского университета напомнил, что национальные программы иммунизации детей способствуют формированию коллективного иммунитета. Однако это происходит лишь через пять-восемь лет – и то при высоком уровне охвата вакцинацией, а также при соблюдении ее сроков и схем. «Важно отметить, что снижение заболеваемости и смертности среди популяции и групп риска наблюдается в странах с высоким (80–89%) и очень высоким (≥ 90%) уровнем охвата вакцинации против пневмококка», – заявил Виктор Романенко на симпозиуме «Современные аспекты эпидемиологии и вакцинопрофилактики пневмококковой инфекции».
В России доля привитых детей в 2018 году составила всего 55%. Вакцинация против пневмококковой инфекции включена в российский Национальный календарь профилактических прививок с 2014 года: вакцинации подлежат все дети с двух месяцев жизни. А с 2019 года в рамках национального проекта «Демография» прививки должны делать пенсионеры, проживающие в организациях социального обслуживания. Кроме того, вакцинация рекомендована по эпидемическим показаниям для детей в возрасте от двух до пяти лет, для взрослых из групп риска и для подлежащих призыву на военную службу.
По данным когортного исследования университета Луисвилля, больше всего внебольничных пневмоний приходится на взрослых старше 65 лет. При этом в группах риска – взрослые с ожирением, курильщики, пациенты с диабетом, лица с хронической сердечной недостаточностью, хронической обструктивной болезнью легких, а также перенесшие инсульт. Летальные исходы после случая внебольничной пневмонии составляют 23,4% в течение последующих шести месяцев и 30,6% в течение следующего года. «И только конъюгированные пневмококковые вакцины обеспечивают формирование клеток иммунной памяти, посредством которых формируется длительный иммунный ответ», – рассказала Ирина Санникова, главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава Ставропольского края.
Эксперты уверены, что вакцинация против пневмококковой инфекции помогает защитить не только детей, но и взрослых от возможных последствий многих опасных заболеваний.