• Развитие

Доктор-XXI? Точно не суперкомпьютер

«Сегодня мы учим студентов тому, что есть, и рассказываем о том, что будет», – говорит Георгий Лебедев, директор Института цифровой медицины, заведующий кафедрой информационных и интернет-технологий Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова

qr-code
Доктор-XXI? Точно не суперкомпьютер
В наши дни нагрузка на врачей, в том числе информационная, выросла как никогда ранее, справиться с ней под силу разве что суперкомпьютерам. Появилась новая проблема – как готовить медиков к работе в столь сложных, почти экстремальных условиях?
Когда заболеваем, бежим именно к врачу
– Георгий Станиславович, как, на ваш взгляд, должна измениться подготовка врача в XXI веке?
– С моей точки зрения, принципиальных изменений быть не должно. Будущий врач должен получить весь объем знаний, необходимый ему для самостоятельной работы, он не должен зависеть от того, может воспользоваться компьютером или нет. Иными словами, я сторонник сохранения базового медицинского образования в неизменном виде. А современные информационные технологии и цифровые методы оказания медицинской помощи – это дополнительные возможности следить за здоровьем пациентов, предотвращать возникновение хронических заболеваний или их переход с начальной стадии в более серьезную.
– Не изменит ли массовое внедрение технологий роль врача в лечебном процессе? Не сведет ее к минимуму?
Врач начинает лечение с поиска у пациента заболевания и подходящего метода борьбы с ним. На самом деле, как правило, заболеваний несколько: с возрастом человек набирает все большее количество диагнозов. И важно, чтобы врач понимал, что он ищет, как он ищет, и как будет использовать результаты поиска для принятия решения. Но главную роль в поиске играет не компьютер с клиническими рекомендациями, а накопленный медицинским специалистом опыт.
Например, если у пациента желтеют белки глаз, то врач понимает, что у него проблемы с печенью. Есть и другие симптомы, увидев которые опытный врач почувствует, что именно надо поподробней обследовать. Так что можно не сомневаться: каким бы высоким ни был уровень информатизации медицины, врач всегда будет участвовать в работе с пациентом.
Вместе с тем бывают ситуации, когда медицинскому специалисту, доступному для больного, не хватает квалификации, или вообще поблизости нет ни одного врача. В этом случае надо использовать любую возможность, позволяющую пациенту выжить и дождаться медицинской помощи. И такую возможность дают цифровые методы и телемедицина.
Но, повторюсь, решение всегда принимает врач. В конце концов сегодня, когда мы заболеваем, мы бежим именно к врачу, а не к компьютеру.
– Но это же не значит, что применению информационных технологий будущих врачей не надо учить?
Конечно, нет. Для этого в Первом МГМУ им. Сеченова и был создан Институт цифровой медицины, первое направление которого – подготовка медицинских специалистов в области информатизации и цифровизации медицины.
На первом-втором курсе студенты-медики будут изучать общие основы информатики, чтобы знать, что такое информационная система, операционная система, база данных, прикладные программы. По завершении базового курса у них будет понимание, что интернет – это способ взаимодействия компьютеров, представление о том, что такое вычислительная сеть, как она строится, зачем нужны серверы.
Старшекурсникам адресован курс «Применение информационных систем в профессиональной деятельности». Он предполагает знакомство с медицинскими информационными системами, с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и информационными системами, которые им придется использовать в своей повседневной профессиональной деятельности.
Кроме того, в программу этого курса включены вопросы организации телемедицинской помощи. Наш выпускник должен знать, что такое телемедицина, как организовать телемедицинский кабинет и дистанционное наблюдение за пациентом на дому. Здесь же знакомим будущих врачей с искусственным интеллектом, с математическими методами в медицине. Словом, делаем все, чтобы выпускники Сеченовского университета получили необходимые знания в области цифровой медицины, включающей в себя электронный документооборот, дистанционное оказание медицинской помощи (телемедицину) и искусственный интеллект.
– А применению мобильных гаджетов для дистанционного наблюдения за пациентами студентов-медиков учить будете?
– Да, у нас есть большой стенд, где представлено довольно много медицинских мобильных устройств всех ведущих российских разработчиков. Сейчас мы заключаем договор с холдингом «Швабе» Госкорпорации «Ростех» о том, что мы будем знакомить наших студентов с их продукцией тоже. 
Инженеры цифровой медицины
– Вы сказали, что подготовка медицинских специалистов – это первое направление работы института. А какое второе?
Мы приняли решение с этого года открыть бакалавриат и магистратуру по специальности «Информационные системы и технологии в медицине». Это принципиально новый подход: готовить не врачей-кибернетиков, а специалистов-инженеров. Институт цифровой медицины находится в непосредственной близости от клинического центра Сеченовского университета, значит, с первого курса наши бакалавры будут погружены в среду, где оказывается медицинская помощь. А это очень важно, поскольку, получив диплом бакалавра в области в области информационных систем и технологий, эти специалисты будут создавать, внедрять и сопровождать системы в больницах и других учреждениях здравоохранения.
Те из них, кто продолжит образование в магистратуре, научатся организовывать применение информационных технологий в медицине и в здравоохранении, в масштабе как региона, так и всей страны. А потому будут востребованы и в органах управления здравоохранением субъектов федерации, и в департаменте информационных технологий и связи Минздрава России.
Мы также считаем, что наши магистры будут востребованы в фармацевтических компаниях, в аптечных учреждениях и в других медицинских организациях, которые занимаются обслуживанием здравоохранения.
В этом году мы набрали будущих бакалавров и магистров, и уже рассказали им о перспективах, которые откроются перед ними после окончания нашего учебного заведения. Нам очень важно, чтобы они изначально понимали, где будут работать. Мы сейчас ведем переговоры с ведущими разработчиками медицинских информационных систем, с организациями, занимающимися эксплуатацией информационных систем в медицине, чтобы они на ранних стадиях выбирали себе сотрудников. И мы будем готовить их для работы в этих организациях.
– Насколько востребованы сегодня инженеры в области информационных медицинских технологий?
Очень востребованы. Московская медицина уже полностью цифровизована: все поликлиники и больницы сегодня «завязаны» на Единую медицинскую информационную автоматизированную систему (ЕМИАС), и им не хватает специалистов, которые должны организовать эту работу. Представители Департамента здравоохранения города Москвы готовы курировать наш Институт цифровой медицины, выступать в нем в роли преподавателей, чтобы отобрать молодых людей, интересных им как будущие сотрудники.
Технологии меняются бесконечно
– Но как учить студентов-медиков пользоваться информационными системами, если новые документы, пополняющие нормативно-правовую базу, зачастую меняют концепцию цифровизации медицины? Я имею в виду Постановление Правительства РФ №555 от 05.05.2018 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».
– По поводу нормативно-правовой базы я вам скажу, что есть два термина – «электронное здравоохранение» и «цифровое здравоохранение», или «цифровая медицина». На сегодняшний день задача разработки нормативно-правовой базы электронного здравоохранения практически решена. В Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан» внесены поправки, которые охватывают электронный документооборот, телемедицинские технологии и Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения.
Цифровая медицина – это своего рода надстройка из математических методов и алгоритмов, которые должны применяться при обработке данных, накопленных электронным здравоохранением, для поддержки принятия врачебных решений. И сегодня стоит задача построить нормативно-правовой базис для ее развития: составить классификацию математических методов, включая методы искусственного интеллекта, которые можно применить в медицине, и классификацию задач, для решения которых подходят эти методы, разработать требования к таким интеллектуальным системам и определить порядок их клинических испытаний и регистрации в Росздравнадзоре.
Так что студентов мы учим тому, что есть на сегодняшний день, – электронному здравоохранению. Ну и показываем им математические методы, рассказываем, как они могут применяться, какие есть интеллектуальные системы поддержки принятия решения и для чего они предназначены. А к тому моменту, когда наши студенты, уже будучи практикующими врачами, придут к пониманию, что ту или иную систему им нужно использовать в своей работе, необходимые нормативные документы будут приняты. Иными словами, сегодня мы учим тому, что есть, и рассказываем о том, что будет.
Перспективные технологии через какое-то время внедряются, и на горизонте появляются другие. В общем, это бесконечный процесс, поэтому мы стараемся быть в курсе всех инноваций в области цифровой медицины в России и в мире для того, чтобы наши студенты – будущие медицинские специалисты и инженеры – могли развиваться и создавать что-то новое.
Беседовала Анна Светлова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0

Рекомендованные материалы

© 2024 ФОМ