• События

Возврата к бюджетной модели не будет

Back in USSR не состоится. Здравоохранение продолжит развивать страховые принципы финансирования. Хорошо ли это для пациентов?

qr-code
Возврата к бюджетной модели не будет

Современная система обязательного медицинского страхования (ОМС) существует уже 25 лет. И все это время ведутся дискуссии о ее целесообразности, эффективности, а также о возможном возврате к модели государственного финансирования (когда основной приток средств идет за счет налогов, а не за счет страховых взносов). Действующая модель системы ОМС постепенно переходит от бюджета к рынку. Здравоохранение финансируется частично за счет бюджета, частично – за счет страховых взносов. Так, по данным НИУ ВШЭ, в 2017 году доля ОМС в финансировании здравоохранения составила 58%, а сумма взносов – 1087 млрд рублей (1,18% от ВВП).

Возврат к бюджетной модели означал бы упразднение страховых взносов, что уменьшило бы налоговую нагрузку на работодателей. Однако выгода от этого была бы сомнительная: потерянную сумму пришлось бы возмещать за счет бюджета, то есть за счет налогов.

По мнению экспертов Высшей школы экономики, финансирование здравоохранения за счет обязательных страховых взносов стабильнее бюджетного. Кроме того, система ОМС выравнивает возможности регионов по оказанию медицинской помощи. А при возврате к бюджетной модели расходы большинства регионов должны будут увеличиться более чем наполовину. В некоторых из них (Ивановской, Брянской, Амурской областях, Дагестане) финансирование придется увеличить вдвое.

Принимая во внимание эти и другие факторы, эксперты сходятся во мнении, что back in USSR не состоится. «Как показывает международный опыт, возврата к бюджетной модели не будет. Все страны, где ранее функционировала бюджетная система, последовательно от нее отказываются и переходят к обязательному медицинскому страхованию», – заявил Виталий Флек, помощник министра здравоохранения РФ в ходе дискуссии, посвященной развитию системы ОМС.

Однако обычного пациента мало заботят экономические выгоды и проблемы той или иной модели финансирования. У него в приоритете – забота о собственном здоровье, получение качественной медицинской помощи.

Итак, что же дает система ОМС пациенту?

  1. Возможность выбора. Человек может отдать предпочтение любому медицинскому учреждению, государственному, ведомственному или частному, работающему в системе ОМС. В бюджетной модели разнообразие весьма условное: выбирать придется только из государственных клиник в районе места жительства.
  2. Место жительства не имеет значения. Можно обратиться в больницу в любом регионе страны – от Калининграда до Камчатки. «Полис позволяет получить почти полный набор медицинской помощи в любом регионе, что при бюджетной модели априори невозможно», – сказал Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов.
  3. Недоволен – не молчи! При возникновении проблем с медобслуживанием пациент может пожаловаться в страховую компанию или страховому представителю. А при бюджетной модели третья сторона отсутствует. Как однажды отметила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, у пациента должны быть под рукой два контактных телефона: лечащего врача и страхового представителя. К примеру, в 2017 году в систему ОМС поступило более 3 тыс. письмен­ных обращений.
  4. Не знаешь – спроси страхового представителя. Это гид пациента в системе здравоохранения. Он поможет выбрать врача и оформить полис, подскажет, где пройти вакцинацию и диспансеризацию.
  5. Пациент под защитой. Контроль за качеством медобслуживания и защита интересов пациентов – одна из основных функций системы ОМС.

«В системе здравоохранения появился институт, который в интересах пациентов осуществляет внешний, независимый контроль за оказанием медицинской помощи», – отметил профессор НИУ ВШЭ Сергей Шишкин.

Однако вопрос качества оказания медицинской помощи часто упирается в возможности учреждения. Как отметил сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов, иногда больницы просто не в состоянии оказать требуемую помощь – не хватает финансирования, врачей, оборудования. В итоге пациенты чувствуют себя незащищенными, а больница платит положенный штраф за неоказание помощи, чем еще больше сокращает бюджет.

«Пациенту неважно, оштрафовали медучреждение или нет, пациент хочет получить доступную качественную помощь. Нужен инструмент, который позволит пациенту ее получить или перенаправит его в другую больницу. Система ОМС должна быть пациентоориентированной», – подчеркнул Юрий Жулев.

Словом, экономисты, врачи и пациенты сходятся во мнении, что существующую модель ОМС нужно не менять, а модернизировать. Например, расширить доступ к ней частным клиникам, пересмотреть принципы формирования тарифов. А также повысить прозрачность функционирования системы и информированность пациентов о результатах ее работы.

Валентина Глянцева

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ