• Редцех
  • 2018-02-21T12:15:57+03:00

Будни молодого врача

Автор Редцеха, врач-реаниматолог из Рязани Валентина Камаева рассказывает, что заставляет молодых и перспективных докторов оставаться в регионах

Существует немало стереотипов в отношении юных докторов, которые совсем недавно вышли из стен альма-матер. Вообще, в нашей стране молодым специалистом принято считать любого врача до 30 лет, несмотря на его заслуги и опыт работы, навешивая на него ярлыки безграмотности и халатности. Одним из самых распространенных мифов является мнение о том, что молодой доктор мало знает и мало умеет, да и вылечить не может. Однажды я осматривала пациентку перед плановой операцией, но она отказалась со мной разговаривать, потому что я выгляжу на 17 лет и не смогу не то, что укол ей сделать, а даже давление померить. В результате после получасового уговора и общения с заведующей отделением она согласилась быть моей «подопытной».

В медицине, как и в любой другой профессии, достаточно хороших и не очень хороших специалистов. Профессионализм человека строится на теоретической, практической базе и стремлении к саморазвитию. За 6 лет обучения в университете студент получает обширный теоретический багаж знаний об анатомии, физиологии и патологии человека. На этапе постдипломного образования ординатор тренирует и совершенствует свои практические навыки и общение с пациентами. В итоге мы получаем квалифицированного специалиста, только не имеющего опыта работы. Безусловно, среди молодых специалистов есть малоквалифицированные кадры, только слово «молодой» здесь совсем не определяющее. Ведь эрудированность, вежливость, знание болезней и собранность в экстренной ситуации зависит от самого человека, его целеустремленности и самодисциплины.

«Я считаю, что начинать профессионально расти лучше именно с деревни. Здесь ты учишься думать и брать на себя ответственность. Этому не научат в городе, там в сложных ситуациях за тебя будут думать профессора и доценты, а здесь ты порой остаешься с проблемой один на один, и тебе приходится ее решать. Это важнее, чем вся супертехника, доступная в городе».
Анна Головенкина, врач-участковый терапевт п. Листвянка Рязанской области

Несмотря на мечту детства, мой путь к получению гордого звания врача, как и у многих моих коллег, был достаточно тернист. Последние два года школы я провела в «заточении», изучая химию, биологию и еженедельно посещая репетиторов для подготовки к ЕГЭ. Дискотеки, гуляния и другие подростковые развлечения были отодвинуты на второй план и забыты. Окончив СОШ №18 города Тамбова с медалью и успешно сдав экзамены (старания не прошли даром), я отправилась учиться в тогда совсем незнакомый мне город Рязань. На начальных курсах учеба казалась неподъемно тяжелой, необходимо было учить большой (до 100 страниц) объем материала за 1-2 дня, иногда и на латинском языке. Отсутствие близких и друзей (они остались в Тамбове), синдром «отличницы», перенапряжение, недосып и постоянный страх «вылететь» из университета приводили к приступам отчаяния, грусти и периодическому желанию забрать документы. Но время шло, анатомия и гистология учились и сдавались, я постепенно привыкла к городу, к тяжелой жизни студента-медика и завела друзей. На старших курсах начались клинические дисциплины, проходившие на базе больницы и дающие возможность пообщаться с пациентами и разобрать интересные случаи, учиться стало легче и веселее. Даже появилась возможность поработать ночами медсестрой гериатрического отделения психиатрической больницы. На ночных дежурствах я общалась со стариками, которые в периоды «просветления» рассказывали о своей молодости, детях и внуках, которые отправили их умирать в это отделение. Старшие и матерые медсестры перекладывали всю грязную и неугодную им работу на молодых и «зеленых».

«Почему я стала врачом? Потому что всегда хотела? Не думаю. Просто с каждым годом своего взросления я осознавала, что хочу приносить пользу. Вылилось это желание поступить в РязГМУ. Почему я выбрала работу в доме ребенка? Опять же по этой причине. Я хотела помогать, и тут «нет места лучше дома». В данном случае «дома ребенка». Здесь ты видишь детей каждый день, следишь за их развитием и успехами».
Елена Черных, врач-педиатр ГКУЗ «Рязанский Дом ребенка».

Окончив университет с баллом выше среднего, я без проблем поступила в интернатуру по анестезиологии-реанимации. Параллельно устроилась работать медсестрой-анестезисткой в ту же больницу, где проходила интернатуру. С этого момента начались мои бессонные ночи, первые интубации и «подключички», первые удачные реанимации и первые потери. Все воспринималось близко к сердцу, хотелось больше работать (и не спать вообще) и набираться навыков для будущей работы. Помню, как привезли молодую девушку с изрезанной кожей на руках, ногах, шеи. Как выяснилось из анамнеза, она воспитывалась бабушкой, жили бедно, училась плохо, да и богатые сверстники насмехались над ее внешним видом и худобой. Когда ее прямо с приемного покоя завезли в операционную, она кричала: «Я все равно закончу свое дело, даже если сейчас выживу». Перед наркозом я держала ее за руку и говорила, что все наладится и будет хорошо. Многочасовая операция прошла успешно, после реабилитации с девушкой еще долго работали психологи, лечение она продолжила уже в психиатрической больнице. Дальнейшая ее судьба мне, к сожалению, неизвестна. По окончанию интернатуры я получила бесценные знания и опыт, как я самоуверенно полагала, во всех экстренных ситуациях. Однако работа в роли врача, когда за спиной не стоит умный наставник, который всегда подскажет, а если не сможешь, то сделает за тебя, оказалась куда сложнее. Основная черта реаниматолога – это умение быстро принимать решение и сохранять холодный ум. Эти качества приходят с опытом, их нужно тренировать, проходя через ежедневные испытания.

«В начале своей медицинской деятельности надо понимать, что все праздничные дежурства – твои. В первый год я, как и половина моих одногруппников, дежурила в Новый год. Только в зарубежных сериалах начинающие медики живут в просторных квартирах, путешествуют, ходят на интересные операции, а после 36-часовой смены идут тусоваться. В реальности, если ты молодой специалист и хочешь путешествовать и гулять, работаешь на 1,5 и больше ставок: часто дежуришь, совмещаешь работу в нескольких местах и со временем втягиваешься».
Александра Свешникова врач-трансфузиолог ГБУ РО «ОКПЦ» г. Рязани

Мне также часто приходилось слышать о том, что хорошие молодые специалисты уезжают работать в Москву (или другие крупные города), а плохим приходится довольствоваться работой в деревне. По окончании интернатуры/ординатуры перед каждым выпускником медицинских вузов встает вопрос о трудоустройстве. В связи с тем, что в Рязани были свободные вакансии анестезиолога-реаниматолога, сразу после окончания интернатуры на ежегодной ярмарке вакансий, проходящей в стенах РязГМУ, мне посчастливилось найти работу в городской многопрофильной больнице. Докторам других, более узких и престижных профессий (хирурги, акушеры-гинекологи, стоматологи) везет меньше. Устроиться на работу в городе, не имея выдающихся достижений или серьезных знакомств, очень тяжело. Неустроившимся приходится выбирать: отправляться покорять большой город или уезжать на село.

«Меня сразу привлекла возможность поработать с реанимационными больными различного профиля. Я дежурю один, и осознание того, что за моей спиной никто не стоит, быстрее развивает меня как самостоятельного врача. В нашей больнице приличная материально-техническая база, в принципе, сопоставимая с Рязанью, что дает возможность совершенствовать свои практические навыки. Ну и, конечно же, миллион рублей по программе «Земский доктор». Отличная возможность отложить деньги на покупку своего жилья!»
Павел Сидоров, врач анестезиолог-реаниматолог ГБУ РО «Шиловская ЦРБ»

Я понимаю, что движет молодыми врачами, которые переезжают жить и работать в Москву: высокие зарплаты, хорошо развитая инфраструктура, большие возможности для развития и карьерного роста. Но почему выпускники едут жить в порой глухие и малолюдные села и деревни Рязанской и других областей России? В рамках Совета молодых врачей Рязанской области и конкурса «Молодой врач года» мне приходится общаться с большим количеством перспективных и умных специалистов, отправляющихся работать в область по программе «Земский доктор». В этот раз я решила спросить молодых докторов о причинах их выбора места работы в сельской местности. Ответы были совершенно разные: подъемный миллион, возможность оперировать (в больших городах молодым мало, что дают делать) и набраться опыта, желание стать заведующим отделением или даже главврачом (в глубинке подняться по карьерной лестнице проще). В любом случае, несмотря на отсутствие опыта и территориальное место работы, большинство молодых докторов имеет приличный багаж знаний и практических навыков, а главное – непреодолимое желание лечить, помогать и применять свои умения во благо пациента.

«В деревнях всегда была нехватка специалистов, а сейчас особенно. Молодежь уезжает на заработки в город. Поэтому для привлечения молодых специалистов создали программу «Земский доктор». Однако перспективы развития как специалиста в области очень мало, поэтому большинство врачей, отработав пять лет по договору, уезжают искать работу в город. А сельская больница снова ищет новых специалистов. Я считаю, что нужно не только привлекать квалифицированных докторов различными программами, но и создавать достойные условия для работы, карьерного и личностного роста».
Валентина Замараева, врач-анестезиолог-реаниматолог ГУЗ «Добровская РБ».

 

 

Попробуйте создать свою статью прямо сейчас!


 

 

© 2024 ФОМ