• Практики

Чем полезен онлайн-доктор

Можно ли доверять интернету такой деликатный процесс, как помощь врача? И что должны знать друг о друге пациент и доктор по разные стороны экрана, иными словами – на телемедицинском приеме?

qr-code
Чем полезен онлайн-доктор

Поиски ответов на эти вопросы привели нас к Ольге Дубровиной, врачу-нейрофизиологу и руководителю телемедицинской практики медицинской компании «Доктор рядом», которая управляет 12 клиниками в Москве и крупным телемедицинским сервисом.

«Цифровой» пациент

Великий Авиценна говорил больному: «Нас всего трое: я, ты и болезнь. Если ты объединишься со мной, то мы победим болезнь, если ты объединишься с болезнью – я буду побежден». Иными словами, для излечения пациент должен довериться врачу. К сожалению, сегодня многие доверяют свое здоровье непроверенным фактам из интернета, самостоятельно ставя себе диагноз и назначая лечение.

По данным Росстата, в 2018 году каждый третий российский пациент, у которого была необходимость обратиться к врачу, не сделал этого, предпочтя одну из альтернатив: не лечиться, найти информацию в интернете, обратиться за помощью к знакомым или народной медицине. Несложно догадаться, что эти способы далеко не всегда гарантируют скорейшие излечение и даже безопасность для жизни. Самодиагностика с учетом того, что в открытом доступе находится много непроверенной информации о медицине, становится наиболее доступным, но и наиболее опасным способом заботиться о своем здоровье.

«Зачастую человек не может оценить, насколько серьезно заболевание, симптомы которого он у себя наблюдает, – отметила Ольга Дубровина. – Ему неловко, неудобно, не хочется отвлекаться от дел и тратить время на визит к врачу. Для того чтобы отправиться в больницу, ему нужно какое-то внешнее побуждение или одобрение. Поэтому люди выбирают самостоятельное лечение».

Современное решение, соединяющее и открытый доступ к медицинской информации, и подтвержденную медицинскую экспертизу, а значит, и ответственность врача за рекомендации, – это телемедицинские консультации. Доступ к такой медицине с каждым днем становится все более открытым: многие страховые компании включают такие услуги в свои программы.

В «Доктор рядом» проанализировали данные 4,7 млн клиентов, которые имеют доступ к телемедицинскому сервису, и выяснили, что чаще всего за телемедицинскими консультациями обращаются женщины от 27 до 37 лет. Также, отметила Ольга Дубровина, этим сервисом нередко пользуются и люди старших возрастных групп. «К нам обращаются и 75-летние, и 80-летние пациенты, – рассказала она. – Они совершенно спокойно чувствуют себя перед камерой, даже специально прихорашиваются, ведь их «снимает телевидение».

Женщины консультируются с врачом как по поводу своего здоровья, так и по поводу здоровья детей. Мужчины предпочитают использовать для связи с врачом чат или звонок, поскольку для них важно сохранять анонимность, хоть и условную. Этим, кстати, они отличаются от женщин, которым важна видеосвязь, позволяющая смотреть врачу в глаза.

Женщины консультируются с врачом как по поводу своего здоровья, так и по поводу здоровья детей.

Большая часть звонков поступает от жителей Центрального региона. И неудивительно – здесь живет очень много людей, сюда приезжают из других регионов, чтобы работать. И часто эти люди не имеют возможности обратиться к врачу. Банально не хватает времени. Также много обращений поступает из Приволжья и Сибири. В небольших населенных пунктах дистанционная консультация – зачастую единственная доступная медицинская услуга. 

«Большинство звонков связано с достаточно распространенными проблемами – ОРВИ, расшифровкой результатов анализов или консультацией о том, к какому врачу следует пойти. Но наши врачи всегда готовы к экстренным обращениям. За полтора года работы у нас были случаи, когда наш врач распознавал серьезную проблему и рекомендовал пациенту немедленно обратиться в скорую. Например, с острым аппендицитом. К счастью, наши врачи в среднем отвечают за три минуты, поэтому в некоторых случаях действительно спасают жизни», – рассказала Ольга Дубровина.

«Цифровой» доктор

Доктор по ту сторону экрана имеет подтвержденную квалификацию врача общей практики, что требует обширных знаний в терапии и педиатрии.

Кроме того, врач, который выбирает для себя работу в цифровой медицине, обладает определенным психотипом: он пионер, первопроходец. Он развивается, пробует новое, ему интересно общение с пациентам. Можно сказать, что главная компетенция такого врача после обширных медицинских знаний – эмпатия. 

«Телемедицинские врачи должны очень быстро и правильно считывать состояние пациента, несмотря на то что пациент находится по ту сторону экрана или пишет о своем состоянии в чате. Это особый навык, и если его нет, успешно работать в телемедицине не получится», – пояснила Ольга Дубровина.  

Лучшими врачами в телемедицине, как показывает опыт клиник «Доктор рядом», становятся отнюдь не молодые специалисты, а врачи в возрасте 40–50 лет, с высоким уровнем профессиональных знаний, владеющие часто двумя специальностями, обладающие богатым опытом – как врачебным, так и жизненным.

«Молодой врач не сталкивался физически с таким количеством и разнообразием проблем, которые пациенты хотят решить с помощью телемедицинских консультаций, – объяснила Ольга Дубровина. – Он начинает сомневаться, отвечать неуверенно, а пациент по ту сторону экрана, часто тревожный, это чувствует. Проблемы, с которыми обращаются пациенты, могут быть совершенно разными, и врачу нужно ответить им быстро, потому что второй такой возможности у него не будет. Во многом задача врача в телемедицине – помочь пациенту справиться со страхом и разобраться в тонкостях своего состояния, а также выбрать правильный и наиболее короткий путь борьбы с болезнью». 

Врачи специальностей, требующих внимательного консультирования (гинекологи, гастроэнтерологи, эндокринологи, кардиологи, неврологи и урологи), успешно работают в телемедицине.

По сравнению с очным приемом, консультация с использованием телемедицинских технологий ставит докторов в более сложные условия. Судите сами: виртуальный прием длится не 12 минут, а от 15 до 30 минут, на протяжении этого времени врач и пациент находятся перед мониторами, глядя друг другу в глаза. Для сбора анамнеза медицинскому специалисту доступен только один формат – блицопрос, в ходе которого он задает короткие вопросы, а пациент отвечает. Поэтому еще один вид медицинского искусства, которым должен обладать успешный телемедицинский врач, – искусство консультирования. Если специалист сочетает в себе развитые коммуникативные навыки, гибкий и аналитический ум и обширные медицинские знания, это искусство дается ему легко, врач может так построить беседу, чтобы в ограниченное время, без «доступа к телу», сложить полную картину об образе жизни пациента, его привычках и других предпосылках болезни.

Вот почему врачи специальностей, требующих внимательного консультирования (гинекологи, гастроэнтерологи, эндокринологи, кардиологи, неврологи и урологи), успешно работают в телемедицине.

Что дает состоявшемуся медику телемедицина? Новые возможности для профессионального роста, недоступные в классической медицине, новые знания, методики и, конечно же, навыки доверительного общения с пациентами.  

                                                                       ***

«Цифровой» пациент, в отличие от пациента, пользующегося медицинскими услугами только офлайн, намного реже оказывается один на один с внезапно подступившей болезнью. Он всегда может рассчитывать на помощь «цифрового» врача, к которому испытывает доверие.

Александра Крылова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ