• Технологии

Доброго времени суток, доктор!

Что может и чего не может доктор телемедицины

qr-code
Доброго времени суток, доктор!

Постучаться в виртуальный кабинет врача сегодня можно в любое время дня и ночи, открыв ноутбук. Доктор в кабинете клиники и на экране планшета или смартфона – часто один и тот же доктор. Только общение с врачом в интернет-среде имеет свои особенности и этикет, которые нам еще предстоит освоить.

О том, кому, чем и как может помочь телемедицинский доктор, – Игорь Шадеркин, заведующий лабораторией электронного здравоохранения Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, врач, который за свою профессиональную жизнь провел более 200 тысяч телемедицинских консультаций, в большинстве своем – в режиме «врач – пациент».

 

– Игорь Аркадьевич, с какими заболеваниями и проблемами резонно обращаться к доктору в интернете?

– Будем здраво смотреть на вещи: в случае острых состояний, от которых зависит жизнь человека, телемедицина представляет собой способ подтвердить или опровергнуть то или иное состояние, инструмент маршрутизации пациента: в случае острой боли в животе онлайн-доктор посоветует, что делать, а что не стоит, подскажет, куда и к какому врачу или в какое учреждение обратиться. Поэтому неслучайно в отдаленных районах телемедицина эффективна в сочетании с санитарной авиацией: перед отправкой самолета, скажем, в Нарьян-Мар к пациенту с почечной коликой фельдшер выполняет УЗИ, делает общий анализ мочи и крови, то есть первичное обследование, и передает информацию в службу медицины катастроф, которая и направляет помощь.

А вот в отношении хронических состояний у телемедицины огромные возможности. На ресурсах, где мне приходится консультировать как урологу, примерно 15% – пациенты из стран бывшего СССР, 85% – из России, в том числе 20–25% – из Москвы.

Этикет телемедицинской консультации. Доктору и пациенту

• Обращайтесь к врачу на «Вы» и по имени-отчеству. Не путайте медицинский прием и общение в соцсетях. А доктор – он и в Сети в белой шапочке и халате, есть в этом что-то сакральное. • Исключайте из общения с врачом, устного и письменного, жаргон и нецензурную лексику, даже если это стереотип поведения пациента. Врач не ждет знания медицинской терминологии, но рассчитывает на вежливость и профессиональную дистанцию. Он сейчас вам не док, не друг, не братан, не приятель. • Не ждите от доктора мгновенного ответа на ваш вопрос или реплику, если правила площадки этого не предусматривают. На некоторых ресурсах доктор имеет право отвечать в течение суток, это надо принять и уважать. Доктор – не ваши мама или сын, он имеет право быть занят. Одна консультация может растянуться на несколько дней. • Если ваше состояние сопряжено с выраженной болью, высокой температурой, кровотечением, то ждать дистанционную консультацию – значит подвергать свою жизнь опасности. Обращайтесь в больницу или вызывайте скорую помощь, особенно когда речь идет о ребенке. • Помните, что ни один врач не желает плохого своему пациенту и нацелен ему помочь. По гамбургскому счету это его бизнес, помощь пациенту – его вклад в собственный статус. • Умейте быть благодарными за помощь, не забывайте про элементарное «спасибо, сделаю». Доктор – тоже человек. • Если доктор испытывает сомнения в трактовке симптомов или проблема носит сложный междисциплинарный характер, он должен обратиться к коллегам, многие площадки позволяют оперативно организовать онлайн-консилиум. • Доктор не должен отвечать на грубость пациента. Если пациент не учтив, лучше не спешить с ответом (за исключением сеанса видео-конференц-связи, где решение принимается мгновенно). Надо помнить о том, что, возможно, грубость пациента – следствие его физической или душевной боли. • Доктор должен выполнять все требования информационной безопасности при работе с персональными данными пациента и быть предельно осторожным.

– По каким поводам обращаются люди?

– Первое – разобраться: есть проблема или нет, насколько быстро надо идти к врачу, к урологу или другому доктору. Недавно был пациент со слоновостью мошонки: несмотря на вроде бы урологическую локализацию проблемы, оказалось, что этот отек, причиной которого стала сердечная недостаточность. На деле у него и ноги отекшими были, а беспокойство вызвала у него именно проблема увеличения мошонки. Направили мы этого пациента в одну из городских больниц, где он получил квалифицированную помощь.

Второе – профилактика, отдельное большое направление. В основном это вопросы молодых людей о своей сексуальности, состояния половых органов, это санитарно-гигиенические и просветительские советы в случаях, когда вполне можно обойтись без визита к врачу.

Третье – получение второго мнения. Около 40% пациентов хотят услышать экспертное заключение московского специалиста. Обращаются те, кто уже имеет результаты обследования, заключения врачей, рекомендации. Либо они нацелены на second opinion, получение дополнительной информации о возможностях федеральных лечебных центров, либо не доверяют предыдущим заключениям и хотят пройти обследование, а потом и лечение, в Москве или других крупных городах. Вот свежий пример, буквально снятый с экрана моего компьютера: Казахстан, двухмесячный ребенок с мультикистозной дисплазией правой почки. На основе данных УЗИ мама получила рекомендацию об удалении почки по достижении пятимесячного возраста. Посмотрел данные УЗИ – ничего не говорит о том, что требуется удаление почки ребенку. Кроме УЗИ никаких обследований не делали. Во время следующей итерации я обозначу дополнительные обследования, которые необходимо пройти, и попрошу вновь обратиться к своему врачу.

Местного врача критиковать не берусь. Мой огромный опыт дистанционного общения с пациентами говорит о том, что порой они умело манипулируют мнениями докторов и не всегда точны в передаче информации, это всегда нужно иметь в виду и не делать поспешных и категоричных выводов в отношении коллег.

Четвертое – обычное первичное обращение. У человека есть конкретная проблема, и он хочет ее решить. Выслушав пациента и оценив ситуацию, доктор рекомендует для комплексного решения проблемы обратиться в конкретную клинику, иногда к конкретному врачу, как часто делаю я, для обследования и постановки диагноза (как известно, в действующем правовом поле при первой встрече с пациентом на телемедицинском сеансе доктор не имеет права ставить диагноз, хотя часто это вполне можно сделать).

Пациент, как правило, немного разочарован: он рассчитывал, что врач диагноз поставит, назначит лечение. С одной стороны, мне понятно недовольство людей, пришедших ко мне на дистанционную консультацию решить свою проблему. С другой, как отвечать на обращение: «У меня проблемы с эрекцией, назначьте мне лечение»? Не назначу! Не могу и никогда делать этого не буду, потому что у меня серьезный бэкграунд работы с пациентами в офлайне, в том числе в центральной районной больнице. За снижением эрекции могут стоять разные заболевания: андрогенный дефицит, сосудистая патология, сахарный диабет и т. д. Однако заключение, которое дается по итогам телемедицинской консультации, может содержать рекомендации, в том числе направление на дообследование. Без такого заключения «переписка» с пациентом не может быть сдана в архив.

И пятое – повторные пациенты с хроническими состояниями. Те, которых телемедицинский доктор наблюдает и ведет. У таких больных большой пласт своих обследований, врач следит за динамикой, корректирует лечение. Например, у меня есть пациент 1944 года рождения, у него дома есть необходимые приборы, он сам делает урофлоуметрию (измерение объемной скорости потока мочи и других параметров во время мочеиспускания. – Прим. ред.), предоставляет мне другие исследования и анализы, результаты которых я могу отслеживать и принимать решение о тактике лечения. Среди таких заболеваний в сфере урологии, которые «подвластны» длительному дистанционному наблюдению, – аденома предстательной железы, инфекции, онкологические заболевания.

УЗИ – уже на смартфоне у доктора.

УЗИ – уже на смартфоне у доктора.

– Какие медицинские специальности наиболее «приспособлены» для телемедицинских консультаций?

– Я бы сказал, потенциально – все. Иной раз и на урологию с точки зрения дистанционной медицины смотрят скептически – с такими оценками мне приходилось встречаться на обсуждениях в Госдуме. Когда начинаешь работать, понимаешь, что многие вопросы можно решить дистанционно.

Есть сложившийся опыт использования телемедицины в кардиологии с использованием тонометров, передачи данных ЭКГ. В эндокринологии для пациентов с сахарным диабетом важны длительные взаимоотношения с врачом – они могут быть виртуальными. Медицинская психология и психиатрия тоже, на мой взгляд, могут использовать телемедицинские технологии. Конечно, близкий визуальный контакт с пациентом очень важен, не всегда видео-конференц-связь способна заменить его, да и переписка – не замена очному общению. Но для длительного взаимодействия доктора и пациента с хроническими состояниями онлайн-среда комфортна.

Вы будете удивлены, но и проктология, и гинекология – сферы применения телемедицинских технологий. Например, дистанционное ведение беременных. Если на очном приеме будущая мама с риском повышения артериального давления, белком в моче, отеках на ногах, то мы снабжаем ее весами, тонометром и отправляем домой собирать данные и делиться ими с врачом. Так что телемедицинский потенциал многих врачебных специальностей еще не раскрыт.

– Как выбрать телемедицинского доктора и площадку?

– Выбирать надо врача. Онлайн-площадка – лишь место, где работают специалисты.

Во-первых, ориентироваться надо на квалификацию и специализацию врача (справочную информацию о нем смотрим на ресурсе или в интернете). Надо понимать, что зачастую очень хорошие врачи – люди немедийные, активно не представленные в Сети: хороший клиницист клиникой и занимается. К слову, у врачей, увлекающихся своим общественным «звучанием», квалификация потихоньку «притупляется». Во-вторых, по российскому законодательству врач не имеет индивидуальной лицензии и сам по себе работать на может, а значит, смотрим на клинику, которая стоит за врачом или онлайн-площадкой. Минимальный срок профессиональной работы врача с пациентами очно – пять-семь лет. Как всегда, практика – залог успеха: чтобы иметь квалификацию, чтобы быть компетентным, врач должен видеть тысячи пациентов.

И последнее, но важное: врачу и клинике, где он трудится, вы должны доверять. Если что-то смущает, взаимодействовать с доктором не стоит. Тем более что телемедицина позволяет выбирать, она стирает географические границы.

– Как пациенту лучше подготовиться к телемедицинскому сеансу?

– Телемедицинский сеанс отличается от обычного приема только разорванностью в расстоянии и часто во времени, поскольку общение врача и пациента может быть дискретным, между обменами «репликами» и информацией может проходить несколько часов. Чтобы подготовиться, пациенту лучше сформулировать свои жалобы, вопросы. Часто это можно сделать в виде анкеты-опросника, принятой на многих ресурсах у урологов, эндокринологов и врачей других специальностей. Ведь формулировка «я плохо мочусь» будет значить немного, а вот периодичность и полнота опорожнения мочевого пузыря – уже говорящие симптомы. Взглянув на такой опросник, специалист увидит развернутую картину заболевания.

Кроме того, надо оцифровать (сфотографировать, отсканировать) имеющиеся исследования и загрузить их на ресурс.

Также пациент должен быть готов к тому, что при первичном дистанционном обращении к врачу он не получит диагноз (в соответствии с российским законодательством), но получит рекомендации об обследованиях и необходимых консультациях других специалистов.

– Сколько стоит телемедицинская консультация и сколько она должна стоить, чтобы можно было доверять площадке и доктору?

– На ваш вопрос замечу, что я веду телемедицинские консультации бесплатно:) Разумная цена для дистанционного приема – от 500 до 1500–2000 рублей (конечно, услуги специалистов экспертного уровня стоят дороже). Причем 500 рублей – это уже «на грани». Цена зависит от квалификации и статуса врача, в регионах услуга телемедицины на 20–30%, иногда на 50% дешевле (но на периферии есть высококвалифицированные доктора!). Убежден: дистанционная консультация не может стоить 100 рублей, просто не имеет права, это нонсенс.

Отрадно, что для пациентов, которые находятся на постоянном дистанционном мониторинге (например, при гипертонической болезни или растворении камней в почках), страховые компании предлагают специальные тарифы для доступа к телемедицинским консультациям. Пациент оплачивает услугу, которая длится во времени, в договоре прописывается число итераций «вопрос – ответ», которое входит в тариф. Это самый цивилизованный путь.

В любом случае отрицать возможности телемедицины и дистанционного наблюдения пациентов – недальновидно. Это прекрасный инструмент для экономии времени и средств и врача, и пациента, а также уникальный путь повышения качества оказываемой медицинской помощи.

Беседовала Наталия Кий

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ