На деле проще, чем может показаться. И речь не об эффекте бабочки Брэдбери, а – не поверите – о долгосрочной профилактике. Скучно? Тогда про anti-age, про осознанное сохранение себя молодым и здоровым до... До 70? 80? 90? Решат ваши гены и образ жизни
Марина Баяндина, врач превентивной медицины, диетолог, нутрициолог – о том, чего стоит изменить свой финиш.
Не бывает красоты без здоровья
– Марина Робертовна, для Вас anti-age – внешность, красота, здоровье, свежий вид, глубинное здоровье, наконец, попытка остановить время?
– Аnti-age как тема и как термин попал в наш обиход из индустрии красоты. Коллеги-косметологи первыми почувствовали значимость и привлекательность этого направления, стали его развивать. Именно со стороны красоты и антивозрастных процедур anti-age «зашел» в массы, пациентские и человеческие.
Сегодня понятие anti-age имеет более системное и глубинное содержание. Мы говорим об антиэйджинге с точки зрения комплексного терапевтического подхода.
– Тогда что такое терапевтический anti-age?
– Терапевтический anti-age – это в первую очередь профилактика. Я по первому образованию эпидемиолог, и тема профилактики мне профессионально близка.
По сути, это та же самая, уже известная вашим читателям 4Р-медицина (prediction, prevention, personalization, participation). Аnti-age фактически синоним здорового старения, здоровой жизни человека в каждом его природном, естественном возрасте.
Красоты без здоровья не бывает. Здоровое тело красиво, причем в любом возрасте. Тема здорового старения стала популярной 15–20 лет назад, в начале нового тысячелетия. В это время Всемирная организация здравоохранения начала поддерживать направление «Здоровое старение», которое предполагает сохранение функциональных возможностей человека, позволяющих ему полноценно участвовать в жизни общества, обучаться, работать, создавать и развивать отношения. И при этом быть полностью физически независимым, самостоятельно удовлетворять все свои потребности. Скажем так, сохранять те же социальные и личностные возможности в старости, которыми он располагал в расцвете лет и в своем зрелом возрасте.
– Не являются ли усилия по anti-age вмешательством в природу, в естественный ход вещей?
– Отвечу более чем определенно: нет, не являются. Антивозрастная медицина как направление сейчас на подъеме, подходы к этому вопросу достаточно разработаны. Самым здоровым считается старение, когда человек живет, сохраняет свою активность, функциональные возможности долго, до возраста 85+ и 90+, а болеть начинает за полгода до смерти.
Так что антиэйджинг – это здоровый эволюционный процесс. Его участники – врач и человек. Цель – максимально сохранить здоровье и качество жизни на оптимально долгий срок. Это партисипативность, вовлеченность пациента в лечение, то самое четвертое «П», которое еще трудно дается массовому государственному здравоохранению. Терапевтический anti-age надо отличать от индустрии красоты, от пластики и других процедур внешнего омоложения.
К слову, антиэйджинг полностью вписывается в государственную политику активного долголетия, в соответствии с которой к 2030 году средняя продолжительность жизни должна составить 80 лет. И это должны быть здоровые, продуктивные годы.
– Когда начинать anti-age – с рождения, после 25, после 50?
– Настоящий антиэйджинг целесообразно начинать в 35–40 лет. В этом возрасте мы можем выявить риски, и генетические и связанные с образом жизни, и их минимизировать. И в помощь нам – все достижения современной науки: биохимии, генетики, медицины.
С помощью инструментов функциональной медицины мы стараемся выявить и скомпенсировать патологические процессы на этапе функциональных изменений. Что это значит?
Прежде чем появляется болезнь, ставится диагноз и развивается патология в органах и тканях – изменяются биохимические процессы в организме. Наша задача как антивозрастных врачей, антивозрастных специалистов – выявить начало патологического процесса на этапе функциональных биохимических изменений.
Если говорить просто, наш организм состоит из, скажем так, биохимических перекрестков, где любой процесс может пойти направо или налево. Куда – завит от кофакторов (молекул-помощниц) процесса, от того, чем окружена биохимическая реакция. Если ее окружение – правильные полноценные элементы, то реакция пойдет по полноценном пути. Если же чего-то не хватает, реакция пойдет по патологическому пути. Так вот, антивозрастной доктор выявляет эти биохимические перекрестки и старается при необходимости на них воздействовать, направить биохимию по правильному пути еще до того, как изменения коснутся органов и тканей. Вот вам, по сути, настоящий антиэйджинг. Или, если угодно, долгосрочная профилактика.
– По Вашей оценке, многие люди знают и хотят знать, что такое anti-age? Кто склонен к антиэйджингу? В каком возрасте? Кто эти люди?
– Концепция антиэйжинга, концепция профилактической медицины на данный момент близка в первую очередь людям интеллектуально развитым, образованным. Просто потому, что идея профилактики требует определенных знаний, комплексной оценки, умения прогнозировать. Поэтому это преимущественно работающие люди, с высшим образованием, среднего возраста.
В ранние годы после института я работала в обычной скоропомощной больнице. Мы с коллегами часто сталкивались с тем, что людей к нам доставляли в состояниях, когда уже практически невозможно что-либо изменить. То есть человек осознавал, что с ним что-то не так, только когда не мог утром встать с кровати. Мы, врачи, недоумевали: «Ну почему же, почему Вы ждали до того, когда уже все, когда точка невозврата пройдена и час Х настал?»
Меня все больше радует, что у меня стали появляться достаточно молодые пациенты, 35–40 лет. 95% – это женщины. Как известно, в отличие от мужчин, они больше склонны думать о своем здоровье, и не только с точки зрения красоты. Хотелось бы, чтобы наши мужчины также начали заботиться о своем здоровье и думать о долгосрочной перспективе.
Чего хотят эти молодые женщины? Выявить риски, понять предрасположенности, предотвратить развитие болезни. Чаще всего они знают свой семейный анамнез. Они готовы к разработке плана обследований, советам по изменению образа жизни, коррекции питания, профилактическим витаминным комплексам. Цель – прийти к более здоровому будущему.
Я этому радуюсь. Знаю, что большой вклад в начало этих позитивных процессов в обществе внесла мода на здоровый образ жизни, правильное питание, а соцсети принесли эту моду в массы.
Другая часть моих пациентов – женщины постарше, 50+. Это возраст пременопаузы, возраст, когда проявляются первые симптомы болезней, которые не хочется пропустить и запустить.
И третья категория пациентов, заинтересованных в anti-age, – это те, кто хочет похудеть, изменить внешность, питание. Работа с такими людьми – тот же антиэйджинг, поскольку лишний вес – огромный фактор риска не только метаболических нарушений, но, как известно, других серьезных заболеваний, даже онкологии.
Не могу не признать, что в жизни людей, которые так или иначе задумываются о своем здоровье в будущем, спорт должен присутствовать. Я не настаиваю, чтобы все шли на фитнес: здесь могут быть противопоказания из-за состояния суставов, сердечно-сосудистой системы (к сожалению, не все фитнес-тренеры обладают достаточной квалификацией, чтобы подобрать правильную программу тренировок для конкретного человека). Но я настаиваю, что спорт архиважен, спорт – мощный оздоровительный компонент, влияющий на механизмы старения. Работает даже такая аэробная нагрузка, как прогулки пешком в течение 40 минут, и обязательно каждый день.
– Какие аргументы используете, что делаете, чтобы склонить людей к профилактике? Где у них «кнопка»?
– Я использую наглядные схемы. Рисую. Беру листок бумаги и провожу жизненную линию. Вот наша отправная точка, вы здесь, вам 35, 40, пусть 50 лет. Зачастую, даже к 35 годам небезупречный образ жизни, интенсивная работа, плохая экология, неправильное питание оставляют «отпечатки» на здоровье. К тому же все знают шутку врачей: нет абсолютно здоровых, есть недообследованные. Как минимум с возрастом снижается жизненная энергия человека, он начинает больше уставать.
И вот в отправной точке у нас такие и такие жалобы, мы выявляем такие и такие нарушения и выясняем, какие из этих процессов можно обратить вспять. А если не обратить, то в 40–45 лет повышаются риски, например, образования камней в желчном пузыре, развития артериальной гипертензии, диабета 2-го типа. 35-летние уже понимают, что жизнь летит очень быстро, 45 лет – не за горами и радоваться жизни захочется не меньше, а больше, чем сейчас, появятся новые интересы и новые возможности. Если не предотвратить изменения в здоровье, не снизить риски, периметр активной жизни будет уменьшаться. Вывод: если хотите сохранить здоровье к 45 годам, начинать надо сейчас.
Должна признать, что такой подход работает с теми, кто перешагнул 30-летний рубеж и знает о быстротечности жизни. А вот 19-летним это объяснить бывает трудно. Они уверены, что жизнь бесконечно и она у их ног, хотят только красоты и стройности, любой ценой…
– Как делится ответственность между врачом и пациентом в случае партисипативной, партнерской медицины?
– Всегда подчеркиваю: ваше здоровье – ваша ответственность. Роли должны быть разделены очень четко. Нередко пациенты хотят переложить ответственность на врача: тащите меня, несите, стойте надо мной, делайте за меня… Не люблю пугать людей, но риски корректно обозначаю. Я – в первую очередь помощник для пациента. Я скорректирую питание, дам рекомендации по образу жизни, поддержу, когда будет необходимо, назначу медикаментозную коррекцию. Но именно пациент несет ответственность за внедрение рекомендаций, модификацию образа жизни, своевременный прием препаратов и прохождение обследований. Такой подход работает.
Красота приходит вместе со здоровьем. Меняется образ жизни – меняется внешность, даже без косметологических процедур. Человек начинает лучше выглядеть, получать комплименты от друзей и коллег.
Прелесть человеческого организма и его фундаментальное свойство – это колоссальные ресурсы, возможности репарации тканей. Очень многое зависит от настроя человека, от его мотивации, от веры в успех и доверия к специалисту. Если в этом комплексе все – правильную мотивацию, настрой, образ жизни, питание, медикаментозную поддержку, образ жизни – расставить по своим местам, можно добиться удивительных результатов.
О трансжирах, палеодиете, идеальном агенте для нагревания – в следующем материале нутрициолога Марины Баяндиной @dr.robertovna для Здрав.ФОМ.
Практики
Они достаточно простые, но их эффективность научно доказана
Тема: Удивительное здравоохранение
Редцех
О том, как в ее семье заботятся о здоровье, рассказала Елена Днепровская
Редцех
В России становятся популярными отказ от курения и алкоголя, а также занятия спортом. Но молодые люди понимают под здоровым образом жизни нечто большее. Что именно, выяснила Елизавета Каплун