• Развитие

Непоседа? Нет! Гиперактивный

Есть дети активные, а есть – гиперактивные. В чем разница? Стоит ли компенсировать непоседливость мальчишки и девчонки-егозы? Рассказывает невролог московской детской поликлиники № 58, кандидат медицинских наук Элисо Цинцадзе

qr-code
Непоседа? Нет! Гиперактивный

Модель поведения

– Элисо Георгиевна, что меняет в активном ребенке приставка «гипер»?

– Активный ребенок любознателен, проявляет свою активность в интересе к внешнему миру, в познании, в стремлении побегать на улице, заглянуть под каждый куст на дачном участке. Но при этом он усидчив: может два-три часа заниматься конструктором, который выпросил у мамы в магазине. И ему это нравится!

Первый признак гиперактивного ребенка – отсутствие усидчивости, ему все быстро надоедает: новая игра, старая игра – интерес удерживается максимум 10 минут, потом игрушки летят в сторону, ребенка приходится увлекать чем-то новым. Момент гипервозбуждения срабатывает так, что концентрация мимолетна, на долгий период не формируется, внимание очень быстро переключается.

Гиперактивный ребенок на приеме невролога виден сразу, с порога. В силу гипервозбуждения и «упертости» он не склонен выполнять просьбы и команды, неусидчив, его сложно осмотреть.

Возьмем просто темпераментных детей, например с южной кровью: их можно упрекнуть во вспыльчивости, в излишнем отстаивании своих интересов. Однако при контакте со взрослым, когда такому малышу объясняешь, где он себя неправильно ведет, как правильно поступить, он слушает, слышит и в итоге слушается. И даже если упирается, он хорошо понимает, за что может получить от мамы, схлопотать от папы.

Гиперактивные дети все отрицают – замечания, просьбы. И это не черта характера, это модель поведения: идти вразрез с просьбами взрослого – педагога, мамы, врача.

Гиперактивного – не торопите!

– Гиперактивность мешает развитию ребенка?

– Мешает однозначно. Не страдая нарушениями интеллекта, такие дети испытывают трудности концентрации на определенной задаче.

Например, на уроке активный ребенок запомнит объяснения учителя, повторит новую тему дома. А гиперактивный 20 раз почешется, 30 раз посмотрит в окно, каждые несколько минут будет переключать внимание на новый объект – гиперманипуляции не позволяют концентрироваться на уроке. В итоге успеваемость снижается не из-за проблем с интеллектом, а потому, что маленький человек не может сконцентрироваться.

Гиперактивного ученика трудно опрашивать у доски, он не может до конца развить свою мысль. Ему надо дать возможность собраться. Родители говорят: «Он плохо учится». Да, он не сразу запоминает новый материал, у него более длительный и трудоемкий процесс заучивания. Но, запомнив новый материал, такой гиперактивный человечек вполне способен его воспроизводить! Здесь нужно пожелать терпения родителям и учителям.

Дело – в воспитании

– Разделяете ли Вы наблюдение старых учителей, что невнимательных, неусидчивых, неответственных детей стало больше? Изменился ритм жизни…

– Конечно. И сама вижу, что их число выросло в разы. Основная причина, на мой взгляд, в том, что, простите за резкость, детей перестали воспитывать, заниматься ими три года с рождения, как это делали мамы в прежние времена. Сегодняшние мамы в силу экономических и карьерных обстоятельств выскакивают (иначе не скажешь!) на работу – кто через шесть месяцев, кто через год, в лучшем случае – через полтора года после рождения ребенка. То, что раньше мамы вкладывали в развитие ребенка, сейчас отдано на откуп няням и электронным гаджетам. Поэтому у ребенка не формируется привычка разговаривать со взрослыми, не устанавливаются связи между просьбой и действием в ответ на эту просьбу и т. п.

Электронные коммуникации стали гигантским плюсом для взрослых, но большим минусом для детей. Конечно, удобно дать ребенку в руки телефон или планшет. Но постоянное «общение» с гаджетом изменяет восприятие окружающего мира – и мы получаем сенсорных детей, о которых уже рассказывал Здрав.ФОМ. В итоге мы лечим гипервозбуждение, дефицит внимания, нарушенный сон, минимальную мозговую дисфункцию, которая из этих симптомов вытекает. Симптомов много – значит один препарат не всегда сработает, приходится подбирать, комбинировать.

Мифы о детской гиперактивности

Миф 1. Гиперактивность приводит к эпилепсии. Гиперактивность – это не заболевание органа или системы. Это синдром дефицита внимания, нарушение в работе центральной нервной системы. Эпилепсия – хроническая нервная болезнь с серьезными симптомами, которая редко поддается лечению. Миф 2. Гиперактивность – следствие патологии головного мозга, значит, надо делать МРТ и искать объемные образования. Гиперактивность не связана с патологией головного мозга и детям с дефицитом внимания такой вид обследования, предполагающий радиационную нагрузку, а для малышей – еще и наркоз, не показан. Миф 3. Гиперактивным детям полезно надомное обучение. Изоляция от детского социума только усугубит ситуацию, не даст возможности ребенку с нарушениями в поведении перенимать модели, оценивать других детей, делиться, дружить, вырабатывать командный голос, выступать перед аудиторией, заводить друзей.

Семья и школа

– Как не довести ребенка до гиперактивности? Как остановить процесс? Иными словами, о профилактике и предупреждении изменений в поведении маленького человека.

– Мы говорим о том, что ребенок должен расти и развиваться по возрасту и соответственно этому возрасту познавать окружающий мир. И все вечные как мир «подсобные» средства – пирамидки, сортеры, кубики, пластилин – нам в помощь.

Мы говорим о том, что ребенка надо воспитывать. Ребенок должен понимать и делать разграничения в отношениях и в поведении между взрослыми и своими сверстниками. Если дома нарушена граница «взрослый – ребенок», если малыш однажды через крик получил то, что хотел, он сделает это второй и третий раз, повторит этот прием в детском саду. Это зачатки гиперактивности у детей: чем больше таких истерик, тем глубже дети уходят в гипервозбуждение.

Мы говорим о том, что таких непосед не стоит заставлять играть в игры, требующие усидчивости. Выберите активные, чтобы малыш мог выплеснуть свою энергию: футбол, баскетбол. Напрыгавшись-набегавшись на спортплощадке, дома он будет куда спокойнее.

Почва для истерик истощится, если вся семья, родители, бабушки и дедушки, воспитывают ребенка на основе общих принципов: если от одного члена семьи малыш получил «нет», он должен понимать, что тот же ответ получит от всех членов семьи, сколько бы и как бы ни просил, ни давил на жалость. Семья должна проявлять терпение, чтобы справляться с капризами и истериками. Не срываться, не повышать голос. Чем меньше давить на ребенка, тем лучше. Но манипуляциям не поддаваться, не идти на поводу у маленького шантажиста: мол, если ты мне не сделаешь – не позволишь, я не буду есть, не буду пить, уйду из дома – в зависимости от возраста предмет манипуляций может быть разным. Надо понимать: учеба, воспитание, общение с гиперактивным ребенком – это ежедневный труд педагога, воспитателя, родителя.

– Детский сад для гиперактивных личностей – хорошо? А школа – лучше пораньше или попозже?

– Детский сад, детский социум им показан обязательно: видеть, как ведут себя другие дети, понять, что ты такой же, как все, и вести себя должен так же, как все: кушаем, гуляем, спим – формируем режим. Дети лучше и быстрее развиваются при взаимодействии друг с другом.

Что касается школы… Для оценки готовности ребенка к школе я всегда провожу простой и надежный филиппинский тест. Он служит для определения физиологического возраста ребенка и готовности организма к усвоению школьного материала. Дело в том, что в пять-шесть лет происходит так называемый полуростовой скачок роста, который заключается в заметном удлинении рук и ног. При осмотре я прошу ребенка дотянуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Если ухо закрыто ладошкой, то скачок роста произошел, головной мозг вырос – и ребенок может идти в школу. Если пальцы доходят только до верхушки ушной раковины, значит, скачка не было – и готовность к школе нулевая. Тест простой, но работает на 100%.

Чтобы выстроить правильные отношения с учителем в школе, родителям не стоит чувствовать себя виноватым за трудного ребенка. Поговорите с учителями, объясните, что вы с проблемой вашего ребенка знакомы, вы с ней работаете, покажите медицинское заключение. Обычно этого бывает достаточно. Тем более гиперактивных детей все больше, и учителя уже научились справляться с ними.

Без лекарств?

– Можно ли в коррекции гиперактивности обойтись без медикаментозного лечения?

– Можно, если соблюсти несколько правил. Во-первых, родителям надо начать с себя: перестать реагировать на капризы ребенка. Игнорирование – самый первый фактор в лечении таких детей. Во-вторых, обеспечить дома спокойный эмоциональный фон – без конфликтов, сор, все должно решаться в процессе обсуждения, разговоров (корни детской проблемы – обычно внутри семьи).

В-третьих, большой плюс в лечении – всей семьей консультироваться с семейным психологом, чтобы правильно разговаривать и вести себя с детьми.

В-четвертых, ограничение использования электронных гаджетов.

В-пятых, если в результате этой работы еще остается то, что беспокоит родителей, подключается невролог: гомеопатия, травки – некоторым гипердинамическим детям этого бывает вполне достаточно.

– Есть у гиперактивных детей сильные стороны?

– Да, в силу своей настойчивости, если не сказать «упертости», они способны добиваться своего и кое-где могут обойти сверстников. Важно направить напор в нужное русло. «Я могу, я лучше, я сильнее!» – становится серьезным мотиватором, скажем, в том, чтобы научиться кататься на велосипеде, забить гол, а порой – и доминировать над сверстниками.

Беседовала Наталия Кий

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ