• Практики

Разговор под наркозом

Нейрохирургические операции в сознании сохраняют у пациентов способность говорить и двигаться

qr-code
Разговор под наркозом

Можно ли удалить опухоль мозга, когда пациент находится в сознании? Да! Причем такие операции выполняются хоть и нечасто, но уже достаточно давно.

Операции в полном сознании стали проводить в XX веке. Пионером считается Уайлдер Пенфилд (первую работу на эту тему он опубликовал в 1937 году). В России подобную методику внедрили более 20 лет назад. Первопроходцем стал НИИ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко.

Нейрохирургическое вмешательство, при котором пациента пробуждают из наркозного сна для контроля сохранности речевых, двигательных, зрительных и других функций, называется «краниотомия в сознании» («awake-краниотомия»). Этот метод используют во время удаления опухолей, расположенных рядом с функционально значимыми зонами головного мозга или непосредственно в них.

В Российском научно-исследовательском нейрохирургическом институте имени А.Л. Поленова (филиале Центра Алмазова) подобные операции делают примерно раз в два месяца.

«Конечно, для больного это стресс, – отметил врач-нейрохирург 4-го нейрохирургического отделения РНХИ имени Поленова, д. м. н. Дмитрий Ростовцев. – Одно дело, когда ты заснул, проснулся – все закончилось. И другое – когда ты не спишь и тебя оперируют, а ты еще должен отвечать на вопросы».

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

При краниотомии в сознании врачи стимулируют определенные зоны коры головного мозга током и проводят определенные тесты. Благодаря этому, они видят, какую часть опухоли можно убрать, а какую – трогать не следует во избежание неблагоприятных последствий.

Например, во время недавней операции в РНХИ имени Поленова опухоль у пациентки удалили не полностью, чтобы избежать ее инвалидизации.

Большая опухоль находилась в области речевых центров, а также в области центров, отвечающих за движения в правых руке и ноге. Несколько часов специалисты поддерживали с пациенткой постоянный речевой контакт, стимулировали зоны мозга, а также проводили лингвистические и двигательные тесты. Когда женщина не могла ответить на вопрос из-за его непонимания или нарушений речи, врачи останавливались и не трогали опасную зону. После хирургического этапа была назначена лучевая терапия.

Через два месяца у пациентки была отмечена положительная динамика. Движения руки и ноги сохранились полностью. Небольшие сложности с речью и названием предметов, прежде всего во время волнения, постепенно проходят.

Специалисты отмечают, что для применения подобной методики необходимы высокий профессионализм и слаженная работа врачей. Кроме того, следует проводить тщательное предооперационное обследование и подготовку пациента.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ