• Практики

За лечением – в космос

«Наш космический корабль готовится к взлету. Члену экипажа срочно подготовиться!» – такие сцены в Онкологической клинике Медицинского института имени Березина Сергея не редкость. Главные действующие лица в подобных интермедиях – маленькие пациенты

qr-code
За лечением – в космос

Помощь психолога в этой клинике – не просто важный, а один из ключевых этапов работы с детьми. Его задача – подготовить их к лечению. Находясь, например, в установке гентри в центре протонной терапии или в линейном ускорителе в отделении стереотаксической радиотерапии, пациент должен лежать абсолютно неподвижно. А как заставить быть неподвижными тех, кому по природе и по возрасту положено быть «вечными двигателями»? Поэтому для сеансов с детьми младше пяти лет используют анестезию.

Однако введение анестезирующего препарата – это дополнительная нагрузка на организм. Она чревата осложнениями, способными отразиться на интеллектуальном и эмоциональном состоянии. Есть риск, что многократное применение анестезии может повлиять на дальнейшее развитие ребенка. Особенно если учесть, что количество сеансов доходит до 35.

Поэтому в МИБС задумались над тем, как минимизировать негативные воздействия анестезии на детей. Одно из решений – заменить там, где это возможно, введение внутривенных препаратов помощью психолога. Так и появилась игра «Полет в космос». Ее опробовали в 2017 году. Первым «космонавтом» стала пятилетняя девочка с диагнозом «герминативно-клеточная опухоль третьего желудочка» после частичного удаления новообразования и трех циклов полихимиотерапии. В январе-марте 2017 года ей успешно провели курс 3D-конформной дистанционной лучевой терапии. Все 30 сеансов проходили в режиме игры «Полет в космос».

Для ребенка это была серия «космических путешествий». Перед каждым «полетом» «космонавт» проходил «подготовку» и отправлялся с психологом на «космодром» (в помещение линейного ускорителя). На входе он предъявлял «удостоверение космонавта» сотруднику, управляющему «полетом». Девочку размещали в «космическом корабле» (на роботизированном координатном столе) и надевали на нее стереотаксическую маску, стилизованную под шлем скафандра. После этого начиналось «космическое путешествие» (сеанс лучевой терапии). В помещении линейного ускорителя включали расслабляющую музыку, приглушали освещение и запускали проектор звездного неба. Он был установлен таким образом, чтобы пациентка, независимо от положения стола, могла наблюдать за созданной картинкой. По громкой связи «космонавт» поддерживал связь «с Землей»: девочка получала команды к старту, к окончанию «полета», ей давались «исследовательские» задания.

После завершения каждого сеанса «космонавт» давал интервью о «полете», в рамках которого происходила диагностика психоэмоционального состояния и формировалась мотивация на следующую процедуру. За «успешно проведенный полет» «космонавт» получал тюбик «космического питания» и наклейки с любимыми персонажами мультфильмов. По окончании всего цикла «космонавту» вручили диплом об успешном совершении «30 полетов на космодроме МИБС».

«Самому младшему ребенку, который прошел весь курс лечения лучевой терапии без анестезии, было четыре года. В основном играем в космос с пациентами пяти-шести лет», – рассказала психолог МИБС Майя Захарова.

«Когда мы проектировали Центр протонной терапии, то хотели создать место, не похожее на больницу, чтобы человек, приходя к нам, чувствовал – жизнь продолжается», – отметил председатель правления МИБС Аркадий Столпнер.

Да, это место, куда приходят с болезнями и страданиями. Но здесь лечатся. И выздоравливают. А значит, посыл должен быть позитивный.

Светлана Петрова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ