Зачем медицине волонтеры? Какие бреши они закрывают? Что получают для себя и чем помогают другим? Отвечает Павел Савчук, председатель Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики»
Очень добрая капля в море
– На вашем сайте написано: «…неравнодушные волонтеры, желающие получать навыки и опыт работы в сфере здравоохранения». На самом деле побудительных мотивов и идей, наверное, больше? Воодушевленные общей идеей милосердия «добрые самаритяне», или люди, перенесшие потерю близкого. Люди выбирают себе, если можно так выразиться, послушание. Они ухаживают в больницах за лежачими, приносят продукты, читают книги вслух.
– Конечно. И таких больше всего.
– Даже так?
– На самом деле членов нашей организации не очень много, всего 20 тысяч. Относительно населения страны нашей – капля в море. Но это очень добрая капля.
В России около 10 миллионов волонтеров, так что 20 тысяч – сравнительно мало. Но это число все время увеличивается. И движение наше системное – четко определены задачи и направления. Понятно, что существовали сестры милосердия со времен Крымской войны, такие отряды формировал Пирогов, но в этом не было системы. У нас же – организация, и не только работа в больницах, но и профилактика, и много других направлений.
Из Федерального закона от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам волонтерства»: «Волонтер имеет право осуществлять свою деятельность индивидуально; под руководством организатора волонтерской деятельности; в составе волонтерской организации. ...Организаторы волонтерской деятельности, волонтерские организации имеют право получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации».
– Добровольчество сейчас стало не просто личной инициативой отдельных людей, а прогрессивной социальной областью: помимо закона приняты другие нормативные документы, отработаны механизмы. Общество привыкло и поддерживает волонтеров.
– Гражданское общество интенсивно развивается, и большое внимание всем волонтерам оказывается на федеральном уровне: Президент, правительство, министры. В 2017 году приказом министра здравоохранения был создан первый профильный Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья, в приказе определены его функции, цели и задачи. И я одновременно являюсь заместителем директора этого центра, что налагает большую ответственность.
«Цель работы Федерального центра в сфере охраны здоровья – выработка общих подходов к формированию и работе волонтерских движений, развитие, методическая поддержка и продвижение добровольческих инициатив, объединение ресурсов для решения проблем в сфере охраны здоровья граждан РФ».
Источник: сайт Федерального центра поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья Минздрава России
Были созданы первые профильные федеральные методические рекомендации – вот, посмотрите (протягивает пачку листов): определения, направления, немножко затрагиваются этика и деонтология, прописана законодательная база. И все это направлено в региональные органы исполнительной власти.
Мы попросили региональные министерства назначить среди своих сотрудников ответственных за добровольчество, – это эксперты, консультанты, начальники отделов. Нам очень важно, чтобы было лицо для коммуникаций. Потому что если его не будет, то волонтерской организации, какая бы она ни была хорошая, некуда будет обратиться. Не писать же каждый раз письма на имя министра...
Мы сформировали пул таких ответственных людей и с ними эффективно взаимодействуем. Многие из них учатся, потому что они не были погружены в добровольчество, мы их просвещаем.
Но, конечно, поначалу гармонично встроить волонтеров в систему здравоохранения было очень непросто.
– Как создавалось движение? Было спущено сверху или это инициатива снизу? А если снизу, то как вам удалось запрячь ее в одну телегу с нашим здравоохранением?
– Идея появилась именно снизу, как проект инициативной группы студентов-медиков на базе НИИ им. Склифосовского – «Волонтеры Склифа». Студенты, которым было мало того, что дается в вузе, объединились, чтобы получать новые знания, навыки, умения. И предложили больнице свою помощь.
Чуть позже мы получили поддержку Роспатриотцентра, Росмолодежи, Министерства здравоохранения, Ассоциации волонтерских центров. Вообще вопросы медицины, здоровья не имеют отраслевой принадлежности. Многие в регионах, когда мы выдвигаем какие-то идеи по профилактике, говорят: это к Минздраву. Но дело ведь обстоит совсем не так. Здоровьесбережение – это наша общая задача, а волонтеры тут являются активными помощниками. Мы все хотим быть здоровыми, и редкими визитами к врачу этого не достичь. Должны быть профилактика, информирование, систематические медицинские осмотры.
И наконец, год 2018-й объявлен годом добровольца-волонтера, и принят федеральный закон о волонтерстве.
Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики», основанное в 2013 году активистами проекта «Волонтеры Склифа», -- сегодня одна из крупных добровольческих организаций в сфере здравоохранения в Европе. В России при поддержке Министерства здравоохранения России открыты 77 региональных отделений ВОД «Волонтеры-медики», объединяющих свыше 20 тыс. человек.
Участники движения оказывают помощь персоналу медучреждений, сопровождают спортивные и массовые мероприятия, повышают уровень медицинской грамотности населения, содействуют развитию донорства крови и популяризации здорового образа жизни, ведут профориентационную работу среди школьников.
Партнерами ВОД «Волонтеры-медики» являются более 500 медицинских и образовательных организаций в России.
Барьер в головах у главврачей
– Здравоохранение должно быть максимально консервативным. Главный врач в клинике несет огромную ответственность: не только моральную и профессиональную, но и юридическую. Поэтому, думаю, пустить волонтеров в больницу не каждый решится.
– Да, есть целый ряд барьеров, и главный – именно барьер в головах у главных врачей. Они боятся: где и что конкретно в законе прописано? Встречаются разные ситуации: например, волонтеры работали три года, а потом их просто попросили уйти из больницы, потому что главврач испугался проверки.
Мы прошли огромный путь с 2013 года, от негативного отношения к волонтерам до нейтрального, а сейчас уже оно в основном положительное. Тут надо понимать, что волонтеры, которые приходят в больницу, помогают медперсоналу, пациентам и их родственникам. А если еще медперсонал что-то в них вложит, подучит их, то польза от волонтеров вырастает в геометрической прогрессии.
Мы заключаем договора правового характера и с больницами, и с волонтерами. И в них все прописано: обязанности, ответственность, поэтому можно не ссылаться все время на федеральный закон. В федеральном законе нельзя же прописать всё.
Хотя до сих пор мы встречаем перегибы на местах, непонимание. Или наоборот, кто-то работает с нами лишь для отчета. Хотя добровольчество – реальная помощь и польза.
Волонтеров с каждым днем больше
– Вы расширяете «ареал обитания», открываете региональные отделения по стране. И вот где-то далеко, например, в Приморье, появились волонтеры-медики. С чего начинается работа?
– У нас есть региональные отделения в 77 субъектах Российской Федерации, и есть заявки уже ото всех регионов. Отделения открываются на базе крупных медицинских организаций или образовательных медицинских учреждений – вузов или колледжей.
Без официальной организационной и административной поддержки сферы здравоохранения нам, конечно, никуда. Бывает, что наши партнеры звонят в соседнюю больницу и говорят: «Слушайте, у нас такие хорошие ребята, возьмите их, они и вам будут помогать». И мы всегда открыты к сотрудничеству.
– Как вы привлекаете новых волонтеров?
– Это важный пласт нашей работы. Мы развешиваем свои афиши во всех медицинских колледжах, медвузах, в медицинских классах. Второе – соцсети, сейчас век интернета. Есть группы вузов, группы колледжей, группы по молодежной политике, волонтерские центры. Там мы тоже распространяем информацию. Нам интересны не только начинающие студенты-первокурсники, но и старшие студенты, выпускники, ординаторы, врачи.
Наша задача – вовлечь в медицинское волонтерство как можно больше людей разных категорий. Не только из медицинских вузов, не только молодежь. У нас есть концепция – «Волонтеры-медики 2.0». Главный тезис такой: волонтеры-медики могут быть не только медиками, мы готовы принимать всех. Каждый может почувствовать в себе потребность и стать добровольным помощником в сфере здравоохранения. Есть направления, в которых такие волонтеры могут помогать, это, например, популяризация здорового образа жизни.
Мы очень радуемся, что волонтеров с каждым днем становится больше.
Бонусы волонтерства
– Мы знаем, что волонтерская книжка дает определенные преференции – при поступлении в вуз, например. Моя дочь очень старательно заполняет свою волонтерскую книжку. Набирает баллы для поступления. Простите за неприятный вопрос: как вы думаете, есть ли среди ваших волонтеров те, кто работает «за книжку»?
– Сфера здравоохранения одной из первых решила на достаточно высоком уровне поощрять добровольческую деятельность. Например, для студентов, которые заканчивают медвуз и имеют опыт волонтерства более 300 часов, предусмотрено приоритетное поступление в ординатуру (программа постдипломного образования). Они могут получить до 15 баллов. Это значимо. Подобную систему мы пытаемся разработать и для абитуриентов.
Мы получаем много критики, нам говорят: вы хотите купить волонтеров, так нельзя делать, получается, что люди идут в волонтерство не ради добра, а за баллами. Мы говорим, что это совсем не так! Ну сколько мы выдаем этих справок? На один регион – десять-тридцать человек; несколько сотен на всю страну. Их количество не измеряется десятками тысяч. Тем более если сравнивать с некоторыми другими привилегиями при поступлении...
Наш вклад в ВВП
– Откуда у вас финансирование? Структуру все-таки надо содержать, находить на это средства.
– Мы получаем субсидии, гранты – президентские, Росмолодежи.
За два года волонтеры-медики наработали полтора миллиона часов в больницах. И когда я общаюсь с органами власти, я всегда говорю: полтора миллиона часов. Возьмем среднюю ставку среднего медперсонала: примерно двести-триста рублей в час (в разных регионах по-разному). И получаем сумму около 400 миллионов. Это эффект от волонтерской деятельности. Наш вклад в ВВП.
Мы надеемся, что в спектр вопросов и инструментарий регионального здравоохранения скоро войдет организация медицинского волонтерства как важная составляющая и инструмент укрепления здоровья всех людей. А таких ребят в перспективе будет еще больше. Во многих регионах это и будущий кадровый резерв, активисты, которые станут врачами, медицинскими работниками. Боле того, у нас есть 200 школьных отрядов волонтеров-медиков, мы стараемся и их привлекать в добровольческую деятельность в здравоохранении.
Развитие
Волонтеры-медики России планируют выйти на международный уровень
Тема: Удивительное здравоохранение
Практики
– считает председатель Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» Павел Савчук
Тема: Удивительное здравоохранение
Практики
У людей старшего возраста, особенно с выходом на пенсию, становится больше свободного времени, но меньше возможностей для общения. Чем заняться с пользой для общества, души и здоровья?
Тема: Удивительное здравоохранение