• Практики

Хороший волонтер — подготовленный волонтер

– считает председатель Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» Павел Савчук

qr-code
Хороший волонтер — подготовленный волонтер

О бонусах волонтерства и вкладе в ВВП читайте в материале «Здоровое добровольчество»

Повышение волонтерской квалификации

– Когда волонтер работает, например, в клинике, то в плюсе оказываются и волонтер, и клиника?

– Да, конечно. Только участников процесса – три. Больница получает помощь. Пациент – дополнительную заботу, при общении с волонтером – психологическую и эмоциональную разгрузку. Если волонтер не из числа студентов медицинского вуза, то для него важней всего навыки коммуникативные.

– Только ли во время работы волонтер получает новые компетенции, или у вас есть программы по «повышению волонтерской квалификации»?

– Мы говорим: хороший волонтер – это подготовленный волонтер. Наша дирекция весь год разрабатывает новые образовательные программы. За прошлый год их было более 100, федерального и регионального уровня. Мы привлекаем к этому и наших партнеров, к примеру, научно-исследовательские центры.

Для волонтеров в сфере профилактической медицины сейчас у нас стартует образовательная программа на базе Научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России, которым руководит профессор Оксана Михайловна Драпкина. Она нам содействует и помогает.

Целое федеральное направление мы запускаем в этом году совместно с Российским национально-исследовательским медицинским университетом имени Н.И. Пирогова. Для Федеральной программы по мониторингу и профилактике ухудшения зрения у школьников в РНИМУ разработана уникальная образовательная программа, в рамках которой наши волонтеры после обучения смогут проводить исследования зрения у детей и подростков в школе. Доказано, что когда начинаются большие психоэмоциональные и физические нагрузки, зрение падает. Важно вовремя увидеть динамику и дать рекомендации родителям.

В рамках Федеральной программы по мониторингу и профилактике ухудшения зрения у школьников был проведен первичный скрининг в двух московских школах. Его организаторами выступили Волонтерский центр РНИМУ им. Н.И. Пирогова и ВОД «Волонтеры-медики». Тестирование проводилось с помощью компьютерного комплекса «КПА-01-Зрение», который позволяет быстро получить объективные данные. Программа проста в использовании, волонтеры легко ее осваивают.

Мы поняли, что в добровольческой деятельности могут участвовать и школьники. Поэтому мы создали систему профориентации, нацеленную на медицину: школьники проходят три ступени – цикл лекций, практические занятия, волонтерство в больнице.

Точки приложения

– Что вас привело именно к этому набору действий: помощь в клиниках, пропаганда ЗОЖ, профилактика?

– Этот набор формировался долгое время. Изначально мы помогали медперсоналу в медицинских организациях. Потом добавились санитарно-профилактическое просвещение и популяризация здорового образа жизни. Это же большая социально-экономическая беда, если человек уже заболел. Чтобы обеспечить его лекарственными средствами, тратятся деньги. Мы получаем раннюю смертность, инвалидизацию. Поэтому одна из наших задач – рассказать всем, что здоровье – главное счастье человека, и сбережением здоровья должны заниматься все волонтерские организации, все ведомства, все министерства.

Мы работаем прицельно: во-первых – профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, во-вторых – профилактика онкологических заболеваний, повышение осторожности и информированности населения. Надо, чтобы человек знал, когда следует задуматься о здоровье, какой бесплатный скрининг можно получить, куда идти потом, если что-то не в порядке. Потому что уже создана целая эффективная сеть клиник, но в каждом регионе маршрутизация онкобольных разная, и многие просто не знают, куда обращаться.

Только в сфере профилактики у нас за год охвачено 4 млн человек. В работе мы используем только эффективные и интересные форматы, всего у нас их 12. Это, например, форсайт-сессии: группа людей с помощью волонтера вырабатывает цепочку действий, которые нужно совершить для популяризации какой-то информации о здоровье.

Форсайт-сессия (foresight — взгляд в будущее, предвидение) – социальная технология, формат коммуникации, дающий участникам возможность договориться по поводу образа будущего и действий в его контексте.

Затем появилось медицинское сопровождение спортивно-массовых мероприятий. Мы помогаем скорой медицинской помощи и некоторым другим службам. В Москве наших волонтеров-медиков во время шествия «Бессмертный полк» было около 150 человек, по всей стране больше тысячи. В числе других волонтеров мы участвовали в Кубках России по различным видам спорта, во Всемирном фестивале молодежи и студентов, в ЧМ-2018. Будем и на Универсиаде в Красноярске в 2019 году.

Каждый день мы совершенствуем свою работу, подстраиваясь под обстоятельства: в каком-то регионе произошел резкий скачок заболеваемости (особенно это характерно для заболеваний инфекционных) или есть продолжительный прирост неинфекционных заболеваний. Мы отслеживаем такие явления по данным Росстата и Минздрава, создаем специальные карты профилактики, это большая аналитическая работа, затем направляем рекомендации в наши региональные отделения.

Для чего нужны акции

– Получается, что вы оказываете действенную и постоянную практическую помощь. А на что направлены ваши разовые акции: на реальное дело или повышение узнаваемости движения?

– Акции, которые вы видите у нас на сайте или читаете о них в СМИ, служат в том числе и для привлечения внимания, но главная цель – повышение медицинской грамотности населения. Например, приближается Всемирный день борьбы со СПИДом. Будет отдельная образовательная акция по ВИЧ-инфекции.

В прошлом году мы вместе с Национальным медицинским исследовательским центром эндокринологии, под руководством академика Галины Афанасьевны Мельниченко в ходе всероссийской акции «Соль плюс йод IQ сбережет» опросили 70 тысяч человек и выявили низкий уровень грамотности людей в этом вопросе. В стране тотальный йододефицит, потому что йода не хватает в почве. А йод очень важен для сохранения интеллектуального здоровья и предотвращения эндокринологических болезней. В 120 странах мира приняты законы, по которым соль должна йодироваться. Из стран бывшего СССР Россия и Украина до сих пор такие законы не приняли. Поэтому мы просвещаем людей, привлекаем внимание общественности, прорабатываем с партнерами вопрос с законодательными органами и органами исполнительной власти для того, чтобы был принят такой закон и проблема йододефицита у нас в стране исчезла.

Также в прошлом году совместно с фондом ОРБИ (это первый и единственный межрегиональный фонд помощи больным, перенесшим инсульт, и их родственникам, который занимается профилактикой инсультов и федеральным проектом «Stop инсульт») мы проводили федеральную программу «Дети, защитите взрослых». Охватили 80 городов и 30 тысяч школьников, которым рассказали, как выявить симптомы инсульта, если он, не дай бог, произойдет у их бабушек-дедушек. Чтобы внуки могли вызвать скорую и оказать какую-то минимальную помощь. В этом году программа продолжается.

– Я в сетях видела вирусную рассылку – «Как определить, что это инсульт».

– Да, скорее всего это наша совместная работа с Фондом «ОРБИ».

Одной из самых популярных оказалась акция по кадровому донорству – это донорство на постоянной основе, когда человек сдает кровь более четырех раз в год и имеет свой график сдачи. Человек ведет здоровый образ жизни, потому что знает: в любой момент ему могут позвонить со станции переливания крови, к которой он прикреплен. Мы рассказываем, как правильно питаться, какие существуют ограничения, объясняем, что сдача всего 450 мл крови – не угроза здоровью, а наоборот, оздоровление, потому что обновляются иммунная и кроветворная системы.

Мы проводим, конечно, и акции по разовому донорству. Шарики, улыбки, машины для забора крови у метро. Но кадровое донорство гораздо важней, вся система заготовки крови основана именно на нем.

На акциях работа не заканчивается, она всегда пролонгированная. Отдельный упор мы делаем на системную работу. В постоянном, ежедневном, ежечасном, ежеминутном режиме.

«За ночь мы провернули спецоперацию» 

– Наверняка у вас за время работы накопились удивительные истории о ваших волонтерах.

– Конечно. Например, в Российскую детскую клиническую больницу – одну из наших первых баз в Москве, где помогали волонтеры, – привезли раненую девочку из Сирии. Ее звали Сидра.

Лишившаяся ног почти по колено одиннадцатилетняя Сидра Заарур в июне 2016 года по приказу министра обороны РФ была доставлена в Москву. где ей оказали необходимую медицинскую помощь и подобрали качественные протезы. В октябре она вернулась к семье в Сирию.

Медперсонал столкнулся с тем, что не было переводчиков. Но в медицинском институте Российского университета дружбы народов нашелся волонтер-медик – студент 5-го курса сириец Вессам Абузаалан. Он был рядом с девочкой полтора месяца. Стал ее другом, братом. Переводил объяснения манипуляций – ребенку важно объяснить, что с ним будут делать. Помогал медперсоналу и девочке, рисовал с нею. Когда он в первый раз в больнице сидел несколько суток, мы ему сказали: давай мы тебя заменим, мы нашли еще ребят, знающих язык. Он обиделся: не уйду, я не могу ее подвести.

Много и других историй. К нам поступают адресные обращения. Например, надо пробирку с анализом перевезти из одного города в другой. У родителей нет денег на курьерские службы. И мы просим наших волонтеров из одного регионального отделения довезти до вокзала, передать, а из другого – встретить поезд и отвезти пробирку по адресу. Часто для семьи это оказывается решающим. Еще была ситуация, когда в одном городе не было лекарственного средства, а в другом оно было. Мама не могла оставить ребенка-инвалида. И за ночь мы эту спецоперацию провернули.

– Прекрасное слово – спецоперация.

Еще у нас одна девочка, 20-летняя Софья, дежурила на ЧМ-2018 в Москве и поздним вечером нашла документы. Паспорта с визами, деньги, карты. И начала искать хозяина этих документов: подключились мы, социальные сети, полиция. И нашли человека. Тоже была спецоперация.

«Мы начали разрастаться – и разрослись»

– Сейчас руководство движением – ваше основное занятие. А как вы вообще стали волонтером?

– Я всегда мечтал быть детским врачом. Но на втором курсе медвуза, в 2013 году, я сильно захотел поехать на Олимпиаду. Кстати, олимпийские игры впервые внесли в жизнь, в закон, который был принят при их подготовке, термин «волонтер Олимпийских игр». Я прошел собеседование и стал волонтером-интервьюером в волонтерском центре оргкомитета Олимпиады. Затем работал на «Роза Хутор», в жестком временно́м режиме, вскоре стал руководителем группы, и мне эта работа очень понравилась. Вскоре я понял, что помощь на массовых событиях – это хорошо, но нужна системность, и вошел в число организаторов Всероссийского волонтерского корпуса «Победа-70», который сейчас перерос в «Волонтеры Победы». Потом я стал заместителем руководителя проекта «Волонтеры-медики» в Москве, мы начали разрастаться – и разрослись до всероссийского движения.

Я всегда говорю, что если в регионе есть даже один человек, который хочет заниматься медицинским волонтерством, помогать в больнице, то наша обязанность – создать ему условия, устранить препятствия, которые ему чинят.

Понятно, что деятельность добровольцев в здравоохранении эффективна. Но сейчас главный вопрос – как ее правильно и грамотно организовать. И этим мы и занимаемся: ездим в регионы, общаемся с исполнительной властью, проводим круглые столы. Это процесс бесконечный.

БЕСЕДОВАЛА МАРИЯ ЯКУБОВИЧ

 

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ