• Личности

«Женщины читают мои публикации и узнают в них сюжеты из своей жизни»

Педиатр Мария Ревенок рассказывает, как выбирает острые темы для обсуждения с подписчиками и почему тратит свободное время на просветительскую деятельность

qr-code
«Женщины читают мои публикации и узнают в них сюжеты из своей жизни»

Мария Ревенок, благодаря своему блогу, известна далеко за пределами родного Брянска. Она старается публиковать только проверенную и актуальную информацию, необходимую родителям маленьких пациентов, популяризировать профилактику, но при этом не ставит задачу переубеждать несогласных с ней читателей.

На своих страницах в социальных сетях вы поднимаете достаточно острые вопросы этического характера – о кормлении грудью в публичных местах, о контактных зоопарках для детей. Как вы выбираете темы для обсуждения?

Их мне подкидывает сама жизнь. В определенный момент достигается критическая точка – и возникает вопрос. Как показывает практика, большинство моих публикаций набирает достаточно много комментариев. Это говорит о том, что та или иная проблема – острая. Как правило, я пишу для жителей Брянска и области, но подключаются коллеги из других городов, и выясняется, что проблема актуальна для всех.

Одна из недавних – кормление грудью в публичном месте. Может показаться, что она несколько надуманная. Но отклик получился бурным, значит, проблема действительно существует. Комментаторы разделились на два лагеря: одни считают, что кормить допустимо, но это нужно делать аккуратно, другие – что кормящая женщина должна сидеть дома, нечего ей ходить по магазинам, кафе и ресторанам. Конечно, каждый остается при своем мнении, но есть надежда, что кто-то сможет, наконец, избавиться от предрассудков. Все-таки кормление грудью – это не противозаконное действие, и стесняться, сидеть дома или забиваться в темный угол – это не то, чего хотелось бы.

Как часто вы обсуждаете такие темы со своими подписчиками?

По-разному. Самые удачные публикации – те, что написаны в момент вдохновения. Бывает, ходишь и думаешь – никак не пишется, а потом происходит какой-то вопиющий случай – и я в час ночи за 15 минут пишу текст. Выходит взрывная публикация с массой комментариев.

Нужно писать своими словами, а не переписывать из каких-то скучных учебников, чтобы было живо, понятно читателям.

Но сейчас у меня это не часто получается – раз в неделю и даже реже, хотя список вопросов, которые необходимо обсудить, лежит у меня на столе, он огромный, на нескольких листах А4. Нужно писать своими словами, а не переписывать из каких-то скучных учебников, чтобы было живо, понятно читателям. Но времени на это не так много. А поручать кому-то не хочется, потому что это будет уже не мой текст.

Как вам кажется, почему ваша аудитория прислушивается к вашему мнению?

Думаю, дело не столько в том, что это мой пост. Большее значение имеет видимость всеобщей поддержки. Я высказываю свою точку зрения или задаю вопрос: как лучше – так или вот так? И люди делятся своим мнением. Когда читаешь разносторонние ответы, можно погрузиться в проблему глубже, разобрать ее: вдруг я все-таки в чем-то ошибаюсь и мне надо поискать дополнительную информацию, изменить свою точку зрения? Такого, что я что-то сказала и это не обсуждается, нет.

Я стараюсь основываться не только на своем опыте, но и на данных из современной литературы, потому что личный опыт – это низкий уровень доказательности.

Кроме того, при написании текстов я стараюсь основываться не только на своем опыте, но и на данных из современной литературы, отвечать на вопросы по теме и не быть голословной, потому что личный опыт – это низкий уровень доказательности. Если я говорю, что детям с желтухой допаивание водой не нужно, то это потому, что об этом написано в пяти учебниках, трех трактатах и национальном руководстве. Откуда берутся прямо противоположные рекомендации, я не знаю. Видимо, передаются из уст в уста. А мне всегда есть на что сослаться. Поэтому, вероятно, мои слова и находят такой отклик.

Понятно, что не все соглашаются даже с самыми очевидными вещами. Насколько для вас важно достучаться до таких людей, переубедить их?

Я не ставлю задачу переубеждать, потому что это насилие в некотором роде. Цель моего блога – не переубеждать, а информировать. Каждый человек принимает решение сам и сам несет ответственность за свой выбор и свои поступки. Поэтому мои тексты – это предложение информации. Читатель сам решает, что ему с этой информацией делать, можно ли ее использовать или нужно покритиковать. Я не могу быть все время права. Могу написать что-то, а завтра сделают открытие по обсуждаемой ситуации – и моя рекомендация станет устаревшей. Там, где не стоит вопрос о спасении жизни здесь и сейчас, ни о каком жестком давлении с моей стороны не может быть и речи.  

Некоторое время назад мы провели небольшое исследование и выяснили, что вы являетесь одним из самых цитируемых докторов в социальной сети «ВКонтакте». Вы знаете об этом?

Нет, не знаю. Интересно, с кем мы делим эти строки. Я знаю многих врачей, которые ведут отличные блоги, мы дружим, у нас общая цель. Это просветительская деятельность ради того, чтобы нам меньше приходилось лечить, чтобы люди больше занимались своим здоровьем.

От медицины зависит 15% здоровья – все остальное это немедицинские вопросы: образ жизни, окружающая среда.

Потому что от медицины зависит 15% здоровья – все остальное это немедицинские вопросы: образ жизни, окружающая среда. То есть за оставшиеся 85% в ответе сам человек.

Как вам удается добиться активности от ваших подписчиков?

Дело в том, что у меня трое детей и я не понаслышке знаю о трудностях, которые могут подстерегать женщин (моя основная аудитория – женщины, хотя бывают и их мужья). Они читают мои публикации и узнают в них сюжеты из своей жизни. Мне кажется, очень важно находиться в одной среде со своими читателями, понимать, о чем идет речь. Например, когда я затронула тему депрессии, такой пласт вскрылся, потому что у женщин вообще не спрашивают, как они себя чувствуют, все сосредотачивается на младенце. А там, оказывается, не ребенка надо спасать, а маму. Так что активность определяется злободневностью поднятого вопроса: когда удается попасть в точку, отклик бывает очень хороший. Люди делятся эмоциями, переживаниями, а кто-то из читателей находит поддержку и решение своих проблем.

Ощущаете ли вы себя лидером мнений?

Мне, конечно, было бы лестно так думать. Я причисляю себя к числу докторов, которые пользуются современными методами научных исследований в своей работе, и мне радостно, когда вокруг собираются пациенты, читатели, придерживающиеся таких же взглядов. Мы с ними находимся на одной волне. Я лидер мнений, наверное, потому, что я врач и мне немножко проще собирать информацию и «переводить» ее на простой язык, понятный большинству людей.

Я невольный ретранслятор для связки медицины и науки в жизни, когда есть заболевший ребенок и семье нужна моя помощь. Вот тут и оказываешься лидером мнений, потому что знаешь, что нужно делать. Для мамы новорожденного ребенка каждое пятнышко, сопящий носик – это что-то невероятное, это ужас, кошмар и паника. А для доктора – известная ситуация, в которой можно все спокойно решить. Тянуться к тому, кто знает, как решить проблему, естественно.

Предполагаю, что ваша внеурочная активность занимает у вас все свободное время. Сколько времени вы тратите на социальные сети в сравнении с основной работой и частными консультациями?

Я уже поняла, что если не делать никаких ограничений, даже при таком благом намерении, социальные сети займут все твое свободное время, отняв сон и остальные радости жизни. Поэтому сейчас у меня строгий регламент – я пользуюсь соцсетями только в отведенное время, обязательно отключаю телефон за час до сна, больше никаких ночных бдений. Конечно, хочется всем помочь, но надо сохранять свое здоровье. И даже так социальные сети занимают три-четыре часа в день.

Вы живете в Брянске, и, вероятно, у вас и там работы хватает. Но все-таки вы известный в соцсетях доктор, и, полагаю, к вам обращаются с вопросами и через них. Сложно ли разбирать частные случаи удаленно?

Сейчас разбирать случаи дистанционно не разрешено, поэтому я использую только те информационные поводы, которые можно разбирать без осмотра. Могу проанализировать результаты анализов, но заочно консультировать не получается, потому что всегда нужно видеть ребенка, нельзя опираться только на слова родителей.

В своей работе я стараюсь профилактически предупреждать возможные сложные ситуации для родителей, поэтому нацелена больше на лекционные мероприятия, вебинары и личные встречи, там можно более подробно разбирать какие-либо ситуации, чтобы родители знали, как действовать в таких случаях. Это более эффективно, на мой взгляд, потому что все-таки без осмотра никаких консультаций быть не может.

Ваш статус в соцсети «ВКонтакте» (да и в вашем профиле на сайте «Молочные родники» написано примерно то же самое): «Лечу маленьких детей, сохраняю нервы их родителям». Каких родителей сложнее успокоить – тех, кто взволнован, потому что ничего не знает, или тех, кто всегда знает больше доктора?

Каждый родитель требует отдельного разрешения ситуации, нет одинаковых случаев. Есть схожие тактические модели, но все равно с каждым родителем приходится устанавливать контакт, находить слова, которые сработают.

Работа врача – не только успокоить, в первую очередь он должен выработать правильные действия для помощи здоровью ребенка, объяснить родителям, как эту помощь оказать.

При этом работа врача – не только успокоить, в первую очередь он должен выработать правильные действия для помощи здоровью ребенка, объяснить родителям, как эту помощь оказать, чтобы она была максимально эффективной. Приходится для кого-то рисовать таблицы и графики, для кого-то – расписывать все действия от и до, а кому-то достаточно сказать, что нужно действовать так, как мы привыкли в данных ситуациях.

Какие мысли и установки вы стараетесь донести до родителей ваших маленьких пациентов?

Первый: там, где можно профилактировать, мы делаем все возможное для того, чтобы болезнь не допустить. Этому отводится большая роль в моих консультациях. И второй: для лечения используем необходимый минимум лекарств и действий, но так, чтобы получить наилучший результат. Вот мои основные установки.

Чему чаще приходится учить родителей – заботиться о здоровье ребенка или, напротив, не перегибать палку с этим?

Каждый родитель старается приложить все силы для сохранения здоровья своего ребенка, каждый заботится о нем в меру своих пониманий. Иногда надо всего лишь разобраться и расставить приоритеты. И мы вместе выстраиваем эту линию помощи.

Вы записываете вебинары и выступаете с лекциями. О чем рассказываете?

Моя профилактическая миссия позволяет мне выбрать самые востребованные вопросы: в первую очередь, это действия при температуре, насморке, кашле, красном горле. Во вторую – отдых с детьми: проявления со стороны кишечника (рвота, расстройство живота, стула) и тактики помощи вдали от дома. Это мои любимые темы, которые всегда находят отклик. Еще одна важнейшая тема – здоровье новорожденного ребенка. Она очень востребована. Я с удовольствием читаю лекцию о всяких возможных проявлениях в первый месяц жизни, чтобы помочь родителям справиться со сложностями в этот период.

Вы делаете это, чтобы найти новых клиентов для частной практики и повысить уровень своей узнаваемости в профессиональной среде?

В первую очередь, я делаю это по зову сердца. Чтобы помогать людям получать достоверную информацию. Чтобы они могли чаще обходиться без помощи врача, потому что во многих профилактических случаях образованный в медицинских вопросах родитель способен справиться самостоятельно. Будет замечательно, если доктор станет необходим исключительно в сложных случаях, когда без него действительно не обойтись.

Будет замечательно, если доктор станет необходим исключительно в сложных случаях, когда без него действительно не обойтись.

А блоги в соцсети «ВКонтакте» и «Инстаграме» помогают налаживать связи с другими докторами, знакомиться лично, объединяться в сообщества. Это тоже здорово, но это бонус. Конечно, сейчас блог работает уже и на узнаваемость.

Насколько для вас важна профессиональная узнаваемость?

Важна, но не первостепенна. На первом месте – предоставление пациентам возможности добраться до меня и знакомство с врачами, схожими по духу, с которыми можно работать в команде на благо людей.

Удается ли вам, образно выражаясь, снимать белый халат и не думать о медицине, пациентах, просветительской деятельности офлайн и онлайн?

Мне пришлось специально этому учиться, чтобы не раствориться в работе, забросив домашние обязанности, отдых и сон. Думаю, что многие врачи проходят через стадию эмоционального выгорания, когда ты настолько погружен в работу, что не можешь от нее отключиться, она заполоняет всю твою жизнь, истощает и доводит до ямы отчаяния, полнейшего непонимания, что нужно делать. Звоночком для меня стал момент, когда я заснула с телефоном в руках, уронила его и разбила. Было обидно, но я поняла, что так дальше нельзя.

Пришлось усилием воли выстраивать жизнь таким образом, чтобы все-таки оставалось время для семьи, отдыха, хобби, чтобы было время восстановиться.

Вне работы вы продолжаете говорить людям о необходимости внимательно относиться к своему здоровью и здоровью детей?

Везде, где это уместно, я говорю об этом. Но так, чтобы не получить негативную реакцию в ответ. Стараюсь без запроса не работать. Там, где это неуместно, предпочитаю промолчать и оставить все до того момента, когда у человека возникнет необходимость в моем совете. Хотя бывают вопиющие случаи вроде курения на детской площадке или распития спиртных напитков в общественном месте, когда мне сложно удержаться от замечания.

Я задал этот вопрос не просто так. Фонд «Общественное мнение» хочет создать общество людей, которые понимают, что заботиться о своем здоровье важно, и рассказывают об этом своим родственникам, друзьям, коллегам. Не по принуждению или просьбе, а потому что считают, что это необходимо. Таким образом, мы смогли бы привить окружающим Культуру Заботы о Здоровье. Как вам кажется, это жизнеспособный проект?

Конечно, не все смогут быть в едином потоке. Но приложить усилия ради того, чтобы сделать мир лучше, мы можем.

Дети и подростки – это та глина, из которой можно лепить что-то, менять то, что нам видится в лучшем свете.

В первую очередь, такая работа должна быть направлена на молодое поколение. Взрослые люди, с уже сформировавшимися привычками, могут измениться, только если сами того захотят. И никакие лекции и просветительские беседы здесь не подействуют. А дети и подростки – это та глина, из которой можно лепить что-то, менять то, что нам видится в лучшем свете. Хотя, конечно, и они могут пойти совсем другой дорогой, которая нам не нравится, но на них мы еще можем влиять. Поэтому я и выбрала педиатрию, ту область, где я могу внести вклад в здоровье каждого конкретного ребенка.

Вы согласились бы вступить в такое общество при условии, что от вас не потребуется никаких особенных обязательств?

В том сообществе, где я могу быть полезна своей непосредственной работой, я буду рада участвовать. Но практика показала, что моя работа эффективнее в непосредственной близости к пациенту. Я же не оратор и не общественный деятель, я работаю лицом к лицу с конкретным человеком, с конкретной ситуацией.

В заключение расскажите, когда и с чего нужно начинать приучать ребенка заботиться о своем здоровье?

Детям нужен пример взрослых. Они делают то, что им показывают. Они не делают то, что им говорят. Как и любой человек. Поэтому то, как он растет, как его кормят, окружают любовью и заботой, будет закладкой в его здоровье. А дальше он будет смотреть, как родители заботятся о собственном здоровье, и повторять за ними. Поэтому, дорогие взрослые, пожалуйста, заботьтесь о себе – и ваши дети будут следить за своим здоровьем еще лучше!

ПОДГОТОВИЛ МИХАИЛ ВОЛОДИН

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ