Объем мирового рынка дистанционных медуслуг вот-вот превысит 40 млрд долларов. Российский вклад в него пока не велик: около 288 тыс. долларов (19 млн рублей). Что же тормозит развитие отечественной телемедицины, несмотря на наличие закона?
Развитые и не очень страны одна за другой внедряют телемедицину на практическом и законодательном уровнях. В США и Великобритании, например, телемедицинские технологии уже сокращают издержки на плановую госпитализацию и оказание амбулаторной помощи.
Россия не осталась в стороне от мировых тенденций: чуть больше года действует так называемый закон о телемедицине (закон № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения ИТ в сфере охраны здоровья»). Он позволяет, в частности, создавать электронные рецепты на лекарства и получать заявления в электронном виде о согласии или об отказе от медицинского вмешательства. Закон также разрешает удаленные консультации пациента, например, для сбора жалоб и принятия решения об очном визите, а также для корректировки лечения (при условии, что пациент уже посетил врача). Ставить диагноз и назначать лечение дистанционно, без визита пациента в поликлинику, не разрешается.
Несмотря на правовую неопределенность первичной консультации, закон создает довольно благоприятные условия для развития телемедицины. Однако его внедрение спотыкается о множество подводных камней, среди которых – отсутствие подзаконных актов, механизмов расчета тарифов и времени консультаций.
Замминистра также добавила, что требования к электронным рецептам уже определены и проходят процедуру регистрации. На этом же этапе находятся и требования к государственным информационным системам, которые будут использовать операторы телемедицинских услуг.
Всего в этом году Минздрав планирует принять свыше 20 нормативных актов.
«Недостаточность правового регулирования напрямую тормозит процесс внедрения телемедицинских технологий в отрасль. За девять месяцев 2018 года в стране оказано менее 81 тыс. услуг с использованием телемедицинских технологий. Причем это количество относится в основном к услуге «врач – врач». В денежном выражении объем услуг составил 19 млн рублей», – рассказал аудитор Счетной палаты Михаил Мень. Он привел статистику, согласно которой из 10 видов телемедицинских услуг оказывались только семь (большая часть приходилась на расшифровку и интерпретацию данных ЭКГ и рентгенограмм). А в числе лидеров по применению телемедицинских технологий оказались Сибирский и Уральский федеральные округа, в частности Красноярский край, Кемеровская и Томская области.
Телемедицина спотыкается и о другие препятствия, основные их относятся к взаимодействию «врач – пациент».
Так, не определен объем оказания телемедицинских услуг пациенту. «Если врач будет постоянно находится в чатах, когда же он будет вести прием больных?» – задал риторический вопрос Михаил Натензон, председатель совета директоров Национального телемедицинского агентства.
Между тем вопрос о том, быть или не быть телемедицине для пациента, в частных клиниках не стоит. Крупные сети, такие как «МЕДСИ» и Центр немецкой реабилитации, активно внедряют дистанционные услуги. Да и судя по опросу Фонда «Общественное мнение», треть россиян готова воспользоваться возможностями телемедицины.
Однако теоретическая готовность – одно, а практическая – совсем другое. В Национальном медицинском исследовательском центре имени В.А. Алмазова, например, столкнулись с неготовностью пациента вести продолжительный диалог с доктором.
По словам Дмитрия Курапеева, заместителя генерального директора по информационным технологиям Центра Алмазова, открыв чат с пациентами и дав им возможность обращаться с любым вопросом, врачи получили шквал заявок.
Это говорит о том, что пациентам сначала нужно объяснить, сколько времени требует дистанционная консультация, какие вопросы с ее помощью можно решить.
Кроме того, отсутствует механизм формирования и расчета тарифов на телемедицину. Пока оплата таких услуг производится за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Но вопрос, войдет телемедицина в ОМС полностью или частично, остается открытым. Неясно и то, как пациент будет оплачивать телемедицинскую услугу.
Обмен данными – отдельная история. Предполагается, что результаты проведения дистанционных консилиумов и консультаций будут храниться в системе ЕГИСЗ (только зарегистрированные там медучреждения имеют право оказывать телемедицинскую помощь). Однако непонятно, где будут храниться личные данные пациентов и каким образом они будут защищены. Высказываются мнения, что право собственности на медицинские данные должно принадлежать не только пациенту, но и государству.
И это только верхушка айсберга. В структуре медучреждений пока не выделены подразделения, которые будут оказывать телемедицинскую помощь. Соответственно, не выработаны и стандарты их технического оснащения. Иными словами, не определено, в чьи служебные обязанности будет входить оказание телемедицинских услуг и какое оборудование для этого необходимо.
Таким образом, прежде чем телемедицина для пациента станет органичной частью российского здравоохранения, ей придется преодолеть много препятствий. Первые смелые шаги уже сделаны, осталось наработать практику.