Общение пациентов с медиками уже давно вышло за пределы приемных. Лечащий врач в кармане – да запросто! С помощью российских электронных разработок он получит вашу кардиограмму сразу после снятия, проследит за процессом реабилитации и даже оценит правильность выполнения упражнений ЛФК
Нам часто не хватает времени на здоровье. При все возрастающем темпе жизни трудно выделить полчаса даже на первый визит к врачу, не говоря уже о повторном. Однако телемедицинские решения позволяют сократить количество очных визитов, перенеся общение врача и пациента в цифровую плоскость. По оценкам аналитической компании Deloitte, к 2022 году объем рынка интернета медицинских вещей (объединяющего подключенные устройства, врача и пациента) превысит 158 млрд долларов. Елена Емельяненко, ведущий специалист лаборатории математических методов анализа Центра Рошаля, в ходе симпозиума «Цифровая медицина: от электронного здравоохранения к искусственному интеллекту» сообщила, что более 80 тыс. издателей мобильных приложений делают их для здравоохранения и только в 2017 году было скачано 325 тыс. health-приложений.
В России телемедицина сегмента «врач – пациент» делает первые уверенные шаги, спотыкаясь в основном о неотлаженные процессы взаимодействия. Пока государство готовит нормативную базу, частный сектор предлагает практические решения.
Так, руководитель направления цифровой медицины сети клиник «ИНВИТРО» Борис Зингерман для общения врача и пациента предлагает использовать телемедицинскую платформу Мedsenger. Принцип работы сервиса прост: пациент спрашивает в удобное для него время, а врач отвечает, когда у него есть возможность (в пределах определенного периода, как правило, суток).
«За спиной чат-бота должен стоять врач!» – подчеркнул Борис Зингерман. Кроме того, Мedsenger подключается к устройствам кардиомониторинга. Пациент может самостоятельно снять кардиограмму и тут же отправить ее доктору. Телемедицина в действии!
Обычно пациент обращается к врачу, дистанционно или очно, когда его что-то беспокоит. Но как быть, если тревожные симптомы очевидны для доктора, но не для больного? На помощь приходят технологии дистанционного мониторинга. Они особенно актуальны для онкологических больных из регионов, лечившихся в крупных федеральных центрах. Человек уехал домой, и связь с врачом прервалась. Если она и возобновляется, то только в экстренных случаях, когда может быть уже поздно. Связать порванные нити поможет другая российская разработка – сеть «Онконет». Она основана на том, что данные о самочувствии пациента, которые он обновляет регулярно, заполняя анкету, складываются в так называемую карту. Карта, доступная и пациенту, и его врачу, отражает динамику состояния больного. Это позволяет дистанционно наблюдать пациента и экономить время в случае очного приема.
«Врач не тратит драгоценное время на опрос, так как все уже видно на схеме. Кроме того, система дисциплинирует пациента, требует от него работы и ответственности, вовлекает в процесс лечения», – отметила Ирина Каргальская, руководитель комитета «Пациентоориентированная телемедицина» при Всероссийском союзе пациентов. «Онконет» работает уже в девяти регионах страны. Один врач может дистанционно вести до 20 пациентов. На очереди – разработка системы удаленной реабилитации, в которой врач одним кликом сможет назначать комплекс мероприятий.
Решить ее для людей с больными суставами предлагает система поддержки удаленной физической реабилитации «НеФитнес». Как известно, не так сложно выполнять упражнения ЛФК, как заставлять себя их делать. Примерно половина пациентов бросает курс на середине. Кроме того, многие выполняют упражнения неправильно: как могут или как запомнили. Это не только сводит усилия на нет, но и чревато рецидивами.
«НеФитнес» дисциплинирует больных, а также контролирует правильность выполнения упражнений. Пациент прикрепляет к телу смартфон в специальном чехле или держит его в руке, когда занимается ЛФК. Мобильное приложение определяет, насколько правильно делаются упражнения, какова их синхронность, амплитуда и т.д. По словам руководителя проекта Марии Ашапкиной, все данные транслируются в онлайн-кабинет врача. Так доктор может видеть динамику реабилитации или ловить пациента на «прогулах». Тут уж не увильнешь!
Словом, с цифровыми сервисами пренебрегать своим здоровьем станет сложнее – доктор за вами следит и этого не допустит.
Технологии
В обществе – эйфория по поводу телемедицины: ожидается, что технологии решат проблему с нехваткой врачей в отдаленных регионах и сделают всех врачей хорошими и опытными. Так ли это? Мнение Валерия Столяра, заведующего кафедрой медицинской информатики и телемедицины Медицинского института РУДН
Тема: Удивительное здравоохранение
Развитие
Пациент – врач – медицинская организация. Триада, на которой держится здравоохранение. Каковы резервы развития у каждой части единого целого и как сделать заботу о здоровье привычкой, размышляет Борис Зингерман, руководитель направления цифровой медицины компании «Инвитро».
Тема: Удивительное здравоохранение
Развитие
Почти каждый пятый житель Земли страдает хронической болью, но обращается к врачу при этом каждый 10-й. Когда необходимо бить тревогу, чтобы боль не превратилась в годами длящееся страдание, в каких случаях приступы нужно лечить, а в каких – перетерпеть, рассказывает руководитель службы лечения боли ГКБ № 52 Павел Генов
Тема: Удивительное здравоохранение