Медицина вызывает ИТ-помощь

Самый главный человек в медицинской клинке – пациент. Иными словами, медицинский бизнес – это сервис. А значит, его можно и нужно оптимизировать. На языке информационных технологий это означает «автоматизировать» и «использовать облака»

qr-code
Медицина вызывает ИТ-помощь

Автоматизировать бизнес-процессы в клинике – значит организовать работу с данными так, чтобы пациенту не приходилось бегать с бумажками, врачу было удобно вести электронную медицинскую карту, а руководитель клиники мог оценить эффективность ее работы.

Вдобавок частная медицина, как и другие отрасли, активно использует инструменты интернет-маркетинга – посадочные страницы сайта, веб-аналитику, контекстную рекламу и прочее. Клиники все охотнее обращаются к информационным технологиям: растет спрос на программное обеспечение, необходимое для эффективного управления.

Ведущие эксперты ИТ-рынка рассказали о том, как меняется, модифицируется, усложняется облик медицинской клиники и медицинского сервиса под влиянием информационных технологий.

 

— Интересны ли медицине информационные технологии, и наоборот -- интересна ли медицина как поле деятельности для ИТ-компаний, восприимчива ли она к высокотехнологичным инновациям?

Изображение

Владимир Ковальский, гендиректор компании Medesk, поставщика одноименной медицинской информационной системы (МИС): Медицинский бизнес стал для ИТ столь же интересен и привлекателен с точки зрения внедрения новых решений, как и другие сферы экономики. С точки зрения подходов к управлению, продвижению, клиентскому сервису медицинский бизнес для ИТ-компаний ничем не отличается от любого другого. Он так же должен привлекать трафик и быть прозрачным, его операторы так же должны анализировать все, что происходит. Мы должны понятно показать и объяснить и собственникам, и инвесторам клиники: какие данные о пациентах на каких этапах куда передаются, какую финансовую отчетность можно выстроить – чтобы все это было доступно и легко отслеживалось. И поскольку есть спрос на такие инструменты управления клиникой, растет и предложение разработчиков.

 

— Каков уровень цифровизации частных клиник в Москве и регионах?

В. Ковальский: Москва и регионы в разрезе цифровизации кардинально отличаются. В Москве сосредоточены финансовые, технологические, кадровые ресурсы, здесь высок уровень культуры привлечения пациентов. Крупные клиники в состоянии устанавливать и обслуживать собственные локальные сети, то есть столичный бизнес может позволить себе более дорогое и ресурсоемкое, но не самое функциональное решение. В то же время Москва – прогрессивный город, и в бизнесе постепенно усиливается общемировой тренд перехода на облачные сервисы.

В регионах меньше свободных ресурсов, и еще недавно региональные клиники предпочитали вообще не работать с программными решениями либо пробовали писать их сами. Но подобные продукты нередко получались не лучшего качества, часто давали сбои, требовали постоянной доработки и поддержки. Сейчас все больше региональных клиник переходят на облачные сервисы, имея перед глазами опыт Москвы, а ведь недавно в регионах не знали, что такое облака.

— Сегодня уже многие отрасли используют облака для бизнеса, и медицина не исключение. Какие облачные решения применяются здесь?

Изображение

Олег Коновалов, руководитель направления облачных сервисов OnCloud.ru (группа компаний ЛАНИТ): Из специальных решений можно отметить только CRM по модели SaaS. Все остальные вполне классические – инфраструктура, виртуальные рабочие столы, почта и корпоративные защищенные мессенджеры. С появлением телемедицины мы рассчитываем на интерес к услуге видеоконференцсвязи.

В то же время на рынке существуют целые информационные системы, автоматизирующие практически все бизнес-процессы клиники: запись к врачу, учет данных пользователей, складской учет, финансовую и управленческую отчетность. Они же предлагают анализ услуг на основе реальных данных, который затем можно использовать для увеличения среднего чека, корректировки предлагаемых услуг и прочих маркетинговых задач. По сути эти системы очень упрощают жизнь сотрудников, параллельно улучшая для пациентов пользовательский опыт общения с клиникой.

В. Ковальский: Клиники все больше внимания уделяют сервисной составляющей. Современный пациент, приходя в клинику, по праву требует качественный сервис. А хороший сервис – это, в числе прочего, и электронные технологии: онлайн-запись к врачу, личный кабинет пациента, система уведомлений о приеме, необходимых обследованиях, назначениях и т.д. То есть все, что делает клинику более конкурентоспособной, чем открывшаяся по соседству, которая работает «с бумагой» и не уделяет должного внимания околомедицинской составляющей.

И поскольку использование облачных технологий в бизнесе является более экономически эффективным (клиника не несет лишних расходов на ИТ-инфраструктуру и ее содержание, на оплату труда дополнительного персонала – программистов, сисадминов, администраторов, аналитиков), то чем больше процессов бизнес организует из облака, тем понятнее ему ежемесячные расходы.

Изображение

Анастасия Паньшина, директор по маркетингу Artezio, компании-разработчика ПО: Эти услуги и сервисы безусловно востребованы в медицине. Все очевидно – такой подход гарантирует высокую скорость решения задач и обеспечивает существенную экономию. Например, облачный хостинг позволяет быстрее разворачивать серверы, и потребителю не нужно тратиться на поддержку инфраструктуры. Выбирая такой вариант, учреждения оплачивают только серверную нагрузку, что очень удобно, учитывая, что она, как правило, варьируется.

 

— В этом году вступил в силу так называемый закон о телемедицине, подразумевающий возможность удаленных консультаций пациентов. Станут ли клиники активно пользоваться облачными сервисами для организации видеоконференций или будут разрабатывать свои решения?

О. Коновалов: Не уверен, что клиники смогут использовать свои решения. Мне кажется, не совсем разумно изобретать велосипед. Рынок платформ для видеоконференцсвязи уже давно состоялся: есть лидеры рынка, есть бюджетные варианты. Работающих и надежных решений не так уж много. Думаю, что главный вопрос: размещать ли сервис видеоконференцсвязи на собственной инфраструктуре или купить готовый сервис по модели SaaS у облачного провайдера? У провайдера сервис можно попробовать и в любой момент от него отказаться, а оплачивать только по мере использования. Внедрение собственных решений таких преимуществ не имеет, поэтому облачный сервис будет точно выгоднее.

А. Паньшина: Клиники заинтересованы в снижении нагрузки на врачей при личном приеме. Дистанционные консультации – это хороший инструмент для общения с пациентами без их личного обращения. Поэтому клиники заинтересованы в разработке решений для дистанционного взаимодействия с людьми, тем более что они позволяют донести опыт медиков из столицы до любого областного центра. И таких решений будет все больше, что сделает медицину максимально доступной.

В. Ковальский: На мой взгляд, клиники станут все больше пользоваться облачными сервисами, потому что разрабатывать собственные решения – это очень дорого и требует постоянных вливаний. Исключением станут разве что десяток ведущих клиник, которые уже давно заявляют, что это сделали. У остальных нет возможности крупных финансовых вложений, ведь телемедицина – это и непосредственно информационные технологии, и B2B-решения (онлайн-консилиумы и т.д.), и опции B2C (удаленные консультации и прочее), и весь этот комплекс требует больших затрат и усилий по внедрению. Поэтому все больше операторов склоняются к аренде комплексных облачных цифровых решений с минимальными издержками.

 

— Облачные технологии позволяют хранить персональные данные пациентов в системе, полностью отвечающей всем государственным требованиям* к защите этих данных. Насколько востребованы подобные услуги в медицине?

О. Коновалов: Очень востребованы. Медицина – практически единственная область бизнеса, где все оказываемые услуги сопровождаются обязательными требованиями к защите персональных данных. Мало того, данные должны быть защищены по самому высокому классу. 

______________________

*Персональные данные пациентов медицинских учреждений, включая больницы, поликлиники, лаборатории, подпадают под закон ФЗ-152 «О персональных данных» и могут храниться только на серверах, размещенных в РФ и сертифицированных по уровню защищенности 1.

БЕСЕДОВАЛ АЛЕКСЕЙ ШАЛАГИНОВ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0

Подписаться на коллекцию удивительного

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

Рекомендованные материалы

© 2018 Фонд «Общественное мнение»