• Практики

Школьные травмы – можно ли избежать?

Несколько лет назад моей девочке на перемене почти сломали нос. У вполне до этого адекватного одноклассника выплеснулась агрессия. Я задалась вопросами: почему такое случается даже в самых хороших школах, с детьми из самых благополучных семей и как этого избежать?

qr-code
Школьные травмы – можно ли избежать?

Физический детский травматизм – реальный, близкий и опасный. Он бывает бытовой, уличный, спортивный и школьный. Пятая часть всех детских травм приходится на школьное время – и их перечень длинный и грустный: ушибы, растяжения связок, переломы от падений (в несколько раз чаще встречаются переломы рук и ключиц, чем ног), сотрясения мозга, травмы глаз, ожоги кожи и слизистой оболочки.

Три возраста школьника

В каждом возрасте есть свои особенности.

Младший школьный возраст, 7–10 лет: малыши только освободились от родительской опеки. Увеличившиеся возбудимость, активность и эмоциональность толкают их на опасные шалости. Крыши подсобок, заборы, деревья, скученность в коридорах на переменах (три четверти всех случаев травм), заманчивые школьные перила. Подставил ножку, друг влетел головой в батарею, сотрясение, месяц в больнице. Помните, как стреляли на уроке из трубочек жеваной бумагой? А ведь могут быть и скобки из проволоки, и самодельные стрелы. Горе глазам.

Средний школьный возраст, 11–14 лет: пубертат, осознание себя взрослым, нигилизм, эмоциональность, бравада, интерес к приключениям, борьба за первенство в своей группе. Отсюда – паркур, драки, пиротехника, самострелы. В этом возрасте – рекордный процент всех школьных травм.

Старший школьный, 14–17 лет: самый спокойный в смысле школьного травматизма возраст, несмотря на бури переходного периода.

Но для всех без исключения детей существует опасность получить травму на уроках физкультуры (на них приходится четверть всех случаев), а также на уроках труда, физики и химии.

Зона риска

На травматизм влияют склад характера, особенности психики и физического развития. Дети с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания возбудимы и склонны к необдуманным действиям. Дети с низкой сенсомоторной координацией уязвимее остальных. Не вполне интеллектуально развитые не видят опасности и не могут ее избежать.

Веселая методичка

1/6

Кто виноват...

В Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» говорится: «Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса».

Но в первую очередь в школьном травматизме виноваты родители, как бы провокационно это ни звучало. Родители, которые не научили своих детей коммуникации, которые не следят, достаточно ли их дети активны.

Вторая по значимости причина травм – невнимательность или беспечность школьных работников. 

Третья – неправильная организация «опасных» уроков, устаревшее оборудование, нарушение техники безопасности и плохая дисциплина. Например, на физкультуре чаще всего случаются ушибы и переломы во время упражнений на спортивных снарядах. Вслед за ними по травмоопасности идут игры с мячом – футбол, волейбол, баскетбол.

...и что делать?

Я поговорила с учителем физкультуры моей дочери – Светланой Угольковой.

– Светлана Петровна, Вы с нами с первого класса. У Вас огромный стаж преподавания.

– Ну, не огромный, но большой. 23 года.

– А как за эти годы менялась программа по физкультуре? Больше или меньше стало травматизма на уроках и связано ли это с изменениями программы?

– Программа в общем не менялась. Но биться дети стали чаще, потому что стали хрупкими и вялыми. Не умеют двигаться, чаще падают, сильнее ушибаются. В спортивных секциях сейчас занимаются немногие.

– А отличаются ли школьные травмы в целом от травм на физкультуре?

– Дети на перемене и во время продленки тоже бегают, шалят и падают. Кроме того, они стали очень агрессивными, драки у них безжалостные. Откуда это идет, вообще непонятно. Говорят, причина – стресс из-за сложной программы, больших домашних заданий. Хотя я думаю, что это скорее вызвано недостатком совместных подвижных игр: энергии просто некуда выплеснуться. Многое тут зависит и от семьи.

– Что Вы можете посоветовать родителям?

– Родителям сейчас некогда. Нужно зарабатывать. Хотя именно они должны выбрать подходящий ребенку режим учебы, требования к оценкам и уровень контроля. Должны научить его жить в школе мирно.

Но физическая подготовка, по-моему, вообще самое главное в жизни.

Вот Вы в детстве как играли?

– О, казаки-разбойники, прятки, войнушки, высокие деревья и много всего такого бурного.

– А нынешние дети приходят с утра на семь уроков. Сидят. И на перемене сидят, кнопки жмут в телефонах! Если есть освобождение от урока физкультуры, они счастливы: опять сидят, кнопки жмут. После школы дойдут до дома – и за компьютер. Поиграть, соцсети, много уроков. Все – сидя. Поэтому родители должны заниматься спортом вместе с детьми, чтобы их, как сейчас говорят, мотивировать. Чтобы ребенок в школьном дворе мог легко залезть на дерево, пробежать с друзьями на скорость и не упасть. Чтобы он принимал мяч на волейболе, не повредив руку...

– Как можно предотвратить школьные травмы?

– Мы делаем все, что от нас зависит. Снаряды в спортзале в порядке, например «конь» прикреплен к полу. На переменах у нас надзор в коридорах, на каждый – по три учителя. Не разрешаем бегать: «Дети, внимание! На шаг перешли!» На уроке физкультуры – два учителя на класс. Один – обязательно в раздевалке, другой – в зале. Очень хорошо, что ввели сдачу нормативов ГТО. Это стимул, прибавляет баллы к ЕГЭ.

                                                              * * *

...После того случая я увиделась с родителями обидчика и натолкнулась на полное непонимание. Пришлось сделать выводы: научить дочь избегать ссор и в крайнем случае защищаться – действенно, но нетравматично. Устроить ее в танцевальный коллектив с серьезными нагрузками. Пообщаться со школьным психологом. Предупредить классного руководителя, что конфликт может повториться. Этого оказалось достаточно.

Мария Якубович

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ