Издерганные нервы, повышенное давление, скрипучий голос… Готов ли учитель быть таким на исходе карьеры? Вряд ли. Рисков для здоровья нельзя избежать, но их можно минимизировать
Почетная миссия – сохранять и передавать знания – накладывает отпечаток на физическое и психологическое здоровье педагога. Под удар попадают сосуды, голос и эмоциональное состояние.
Гипертония и варикозная болезнь – частые спутники преподавателей. По данным Минздрава, более 40% россиян страдают от повышенного артериального давления. Педагоги – не исключение.
«Гипертоническая болезнь» – распространенный диагноз преподавателей. Были случаи, когда их госпитализировали прямо с диспансеризации, например, с мерцательной аритмией, которая часто бывает при повышенном давлении, – рассказывает Айшат Махмудова, врач-терапевт, профпатолог Городской клинической больницы № 52. – Настоятельно советую пациентам с гипертонией иметь дома тонометр и измерять давление дважды в день: утром и вечером. А перед визитом к врачу вести дневник давления в течение недели».
Еще одна сосудистая патология, которая угрожает преподавателям, – варикозная болезнь. По словам Айшат Махмудовой, педагоги часто жалуются на усталость, тяжесть в ногах, отеки. «Мы рекомендуем им медикаментозное лечение и компрессионный трикотаж (важно не только правильно его подбирать, но и носить). Для профилактики варикоза нужно отдавать предпочтение удобной обуви, выполнять комплекс упражнений ЛФК и ходить в бассейн», – отмечает врач.
«Я очень люблю каблуки, но стараюсь не носить их. Мне жалко свои ноги, – говорит Лариса Паутова, доктор социологических наук, преподаватель НИУ ВШЭ,РАНХиГС и ОмГУ, управляющий директор Фонда «Общественное мнение», – Профилактировать варикоз и другие болезни мне помогает аквааэробика. Она дарит отличное настроение и самочувствие».
Голос – основной рабочий инструмент преподавателей. Инструмент, которым нужно уметь пользоваться и который нужно беречь. А это удается далеко не всем.
«У многих молодых преподавателей возникают проблемы из-за того, что они говорят на связках, что чревато ларингитами и фарингитами. Мой наставник Ирина Анатольевна Огородникова, которая пела в хоре, говорила, что голос должен идти от диафрагмы, иначе его можно сорвать. Я всегда старалась следовать этому совету. К тому же у нас в ФОМ были занятия по технике речи. Они очень помогли», – рассказывает Лариса Паутова.
Преподаватель иностранных языков с почти 40-летним стажем, отличник народного образования Галина Чернышева считает, что секрет сохранения голоса прост: не кричать на уроках. «Я старалась никогда не кричать, более того – говорила вполголоса. Многие думают, что чем громче говоришь, тем лучше дети понимают. Но на самом деле: чем тише говоришь, тем лучше слушают. Конечно, иногда болело горло. Но голос никогда не срывала», – вспоминает она.
Как рассказывал Здрав.ФОМ, чтобы сохранить голос здоровым, нужно полноценно питаться, высыпаться, пить много воды и не переохлаждаться. Эти советы актуальны для всех, но для тех, кто работает голосом, – особенно.
Педагогическая стезя – путь тернистый, полный стрессов. Публичные выступления и общение с аудиторией запросто сделают из интроверта экстраверта. К тому же преподаватель постоянно находится под прицелом десятков глаз, которые замечают все: румянец на щеках, развязанный шнурок, стрелку на колготках.
«За 38 лет преподавания я никогда не появлялась перед учениками без прически, маникюра или в мятом платье. Потому что учитель для детей – пример для подражания в вопросах внешнего вида тоже. Работа стимулирует быть в форме и следить за собой», – говорит Галина Чернышева.
«Ты всегда должен быть «+1» к аудитории. Если она одета в стиле кэжуал, ты должен быть чуть выше. Студенты смотрят на все: на глаза, на руки, на зубы. Это вечное напряжение», – добавляет Лариса Паутова.
Педагогам нередко приходится преодолевать себя, оставляя плохое настроение, болезни и проблемы за дверями класса или аудитории. «Бывает, что ты болеешь, ни на что нет сил, а лекцию надо читать. И ты переступаешь через все болячки, работаешь на пределе. Это тяжело. Как-то пришлось выступать в Красноярске. Я была уставшая, недоспавшая после перелета. С трудом представляла, как буду читать лекцию в таком состоянии. И один коллега посоветовал: «Плыви на технике, мать!» Мне кажется, это и есть профессионализм, когда у тебя все болит, все плохо, но ты плывешь. На технике», – отмечает Лариса Паутова.
Но мало провести уроки или пары. Дома нужно подготовиться к следующим. А классным руководителям – еще и ответить на звонки детей и их родителей.
«Отключаться от работы не всегда получалось. Вот идешь в кино или театр, встречаешь учеников или их родителей, и за приветствием следуют разговоры о школе. К этому нужно быть готовым. Конечно, устаешь от того, что всегда на работе. Но профессия научила меня быть сдержаннее, терпимее, внимательнее к людям, относиться к ним с сочувствием», – рассказывает Галина Чернышева.
Постоянный стресс может переродиться в эмоциональное выгорание. В рейтингах профессий, наиболее подверженных этому недугу, преподаватель неизменно находится в тройке лидеров, иногда уступая первенство врачам и представителям помогающих профессий.
Апатия, цинизм, усталость, проблемы со сном и аппетитом, снижение концентрации внимания, забывчивость, удрученность, тревога, гнев, раздражительность – основные признаки эмоционального выгорания.
«Работа у преподавателей очень ответственная и напряженная. Было бы здорово, если бы у них была возможность отдохнуть прямо на рабочем месте, например сходить в спортзал на 10–15 минут, – говорит Айшат Махмудова. – После работы рекомендую плавание: оно оказывает благотворное действие не только на позвоночник и сосуды, но и на психологическое состояние».
А коуч Елена Тамазова советует планировать отдых. Нет, не раз в год, а каждый день. «В расписании должен быть обязательно запланирован отдых. Если у вас не запланирован восьмичасовой сон, он и не случится, потому что появляются новые задачи, меняются приоритеты. Если в списке задач нет отдыха, мало шансов его получить», – советует она.
Справляться с ежедневным стрессом помогают также спорт, танцы, йога или ароматерапия. В экстренных случаях, когда уголек эмоционального выгорания уже разгорелся, – отпуск, смена сферы деятельности, консультация психолога. Кстати, педагоги имеют право раз в 10 лет брать отпуск на год без сохранения зарплаты, но с сохранением рабочего места.
Как и в любом деле, помимо профессиональных вредностей, есть и полезности.
Так, работа педагога помогает развить актуальные сегодня качества: коммуникативность, культуру речи, эмоциональный и социальный интеллект. «Я благодарна судьбе, что я – преподаватель. Это очень помогает общаться с клиентами, журналистами», – говорит Лариса Паутова.
Интеллектуальный труд помогает на долгие годы сохранить разум здоровым и ясным. «Учитель не только учит, но и сам учится всю жизнь: осваивает гаджеты, получает новые знания. Я, например, в 56 лет начала учить английский язык (в дополнение к французскому и немецкому), потому что это – требование времени, а педагог обязан говорить со своими учениками на одном языке. К тому же современная жизнь быстро меняется, и привычка учиться – полезная привычка», – отмечает Галина Чернышева.
Кроме того, педагог постоянно находится «на подзарядке». Энергетической. Те же горящие глаза учеников, что рассматривают каждую складочку на одежде, возвращают потраченную энергию сторицей. Недаром многие преподаватели говорят, что лучший эликсир молодости – любимая работа.
Редцех
Журналист из Кургана и автор Редцеха Анастасия Еговцева опросила студентов медицинских вузов, чтобы понять, какими они видят себя в профессии через несколько лет.
Тема: Удивительное здравоохранение
Редцех
О партнерстве пациента с врачом рассуждает Елена Днепровская
Развитие
Робот-хирург – партнер или инструмент? А может быть, просто очень дорогая вещь, сродни китайской вазе? В чем знаменитый Da Vinci превосходит хирурга и почему не способен заменить человека – об этом Давид Камалов, уролог-онколог, к.м.н., специалист по робот-ассистированной хирургии Медицинского научно-образовательного центра МГУ имени М.В. Ломоносова
Тема: Удивительное здравоохранение