• Развитие

Сколько «П» у нашей медицины

По силам ли здравоохранению лечить человека еще до болезни?

qr-code
Сколько «П» у нашей медицины

На одной конференции про профилактическую медицину рядом со мной сидела дама в белоснежном широкобрючном костюме, с фитнес-трекером на руке и в ботильонах, не предполагающих длительное хождение. Она методично и однообразно «накачивала» шаги на шагомере в своем айфоне. Минут через пять ритмичных движений правой рукой ее 14 159 шагов сменились на 14 222. «Хорошо прошлась, – подумала я. – Если я в кроссовках столько за день пройду, буду собой довольна». Вот тебе и ЗОЖ, вот тебе и Забота о Здоровье, вот тебе и медицина 4П.

Превентивность + партисипативность = Забота о Здоровье

Медики не зря говорят, что из четырех «П», четырех векторов развития современной мировой медицины (персонализация, предиктивность, превентивность и партисипативность), самое сложное – партисипативность, или участие пациента в своем здоровье и процессе лечения. Знать о том, что нужно и полезно, – одно, делать – другое.  А для отчета своему фитнес-тренеру или диетологу можно и цифры на шагомере подкрутить:).  

Кстати, партисипативность не вошла в минздравовскую Концепцию предиктивной, превентивной и персонализированной медицины, утвержденную год назад. Наверное, как пока труднодостижимый рубеж, для которого усилий только здравоохранения недостаточно. Подключаются социологи – люди, изучающие общественное мнение и осознающие необходимость на это мнение влиять. Так, на недавнем национальном конгрессе по превентивной медицине в структуре здравоохранения России президент Фонда «Общественное мнение» Александр Ослон заявил о готовности «взять на себя» два «П» – превентивность и партисипативность, объединив их в понятии Заботы о Здоровье и имея в виду не только предотвращение болезни, но и социальный фактор взаимодействия людей в распространении идеи озабоченности здоровьем в формате Общества Заботы о Здоровье.

Концепция предиктивной, превентивной и персонализированной медицины представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритетные направления, цели, задачи и основные направления государственной политики РФ по развитию индивидуальных подходов к пациенту, в том числе до развития у него заболеваний, основанных на: анализе генетических особенностей и иных биомаркеров с целью выявления предрасположенностей к развитию заболеваний и влияния на риски развития таких заболеваний факторов окружающей среды, применении соответствующих профилактических мер, минимизирующих такие риски; применении персонализированных методов лечения заболеваний и коррекции состояний, включая персонализированное применение лекарственных препаратов и биомедицинских клеточных продуктов; использовании биомаркеров для мониторинга эффективности лечения. Источник: приказ Минздрава от 24.04.2018.

   

Болезнь – проигранное сражение?

«Сначала – изменения в голове, потом – в руках и ногах. Такова философия общего дела – общий интерес, общие инвестиции, – эту идею поддерживает Ирина Петрова из Национального НИИ общественного здоровья имени Н.А.  Семашко. – Здоровье – собственность человека. Мы можем только заинтересовать его здравоохранным поведением».  

Очевидно, что профилактика – задача не только медицинская, но и социальная, ее решение – в головах людей. Лечение до заболевания – задачка для современной медицины понятная, но организационно сложная. Для людей старших поколений в пропаганде здравоохранного поведения эффективнее «запретительные флажки», для молодых – расширение жизненного пространства, новые возможности для физического и психологического развития. Поскольку по закону заставить заниматься здоровьем можно только родителей детей до 18 лет, Ирина Петрова предлагает обозначить на законодательном уровне обязанности пациента заботиться о своем здоровье, предусмотреть ответственность за нарушения. «Нет ни одного случая артериальной гипертонии, с которым мы бы не справились. Но контролируем мы только 30% таких больных!  Пациент то не принимает лекарств, то устраивает себе лекарственные каникулы», – приводит пример Нана Погосова, заместитель гендиректора по профилактической кардиологии и научной работе НМИЦ кардиологии Минздрава России.  

Призывая пациента думать о болезни, пока она не заявила о себе, медики немного лукавят. Готов ли терапевт из районной поликлиники, у которого на участке 1700 человек, за 12 минут приема не только расспросить страждущего, записать его жалобы в карту, поставить диагноз, сделать назначения, но и подумать о превентивном и настроить на эту волну пациента? Разумеется, нет. А доктор, принимающий 20 минут в рамках полиса добровольного медицинского страхования, тоже не склонен заниматься профилактикой: он проводит диагностику, пытается поставить диагноз, делает назначения по показаниям, способен откликнуться на боль, ответить на вопросы сидящего напротив человека. Но работать на перспективу, профилактировать и превентивно подходить к телу и духу – зачем? Только в исключительных случаях личной приязни и знакомства. Разве не так?

Эволюция персонализированной медицины в XXI веке

2000 год. Эстетическая хирургия и косметология. Управление красотой. Эстетика 2010 год. Реабилитация и оздоровление. Управление функциями 2020 год. Персонализированная превентивная цифровая медицина. Управление возрастом Источник: Национальная академия активного долголетия.

Частные клиники, например «Медси», сосредотачивают свои превентивные компетенции в специальных отделениях, где собраны высококвалифицированные и дефицитные врачи, умеющие работать по схеме медицины 4П. На практике квалификация таких врачей имеет прямую корреляцию с цифрами в прайсе, так что профилактика доступна отнюдь не всем посетителям частной клиники. Будем считать, что на первых порах это оправданно. Врачи превентивной медицины учатся работать в непривычных для России условиях, когда пациент не предъявляет жалоб, а заболевание, по словам руководителя «Медси Премиум» Давида Матевосова, –  проигранное сражение.

Пациент без жалоб?!

Сегодня же, как свидетельствует представители страховых компаний, 99% провайдеров (читай: медклиник) представляют собой классическую медицину и 95% медицинских продуктов нацелено на больных людей. «Мы практически не занимаемся здоровыми. Профилактика – это про завтра или про послезавтра», – уверен директор департамента медстрахования «Ингосстраха» Андрей Копыток. Звучит странно: по его же данным, под превентивностью в страховании понимают вполне очевидные и доступные и в государственной медицине вещи: вакцинацию, диспансеризацию, дни здоровья. Почему же профилактика – это про завтра, если, скажем, столичная медицина то и дело зовет на бесплатные профосмотры после зимы, перед летом, в конце дачного сезона.  

По воспоминаниям опытных врачей, профилактика (она же превентивная медицина), хоть и должна являться основой любой медицины, в 90-е годы была на задворках здравоохранения. В 2009 году с программой «Здоровые сердца» врачи объехали 27 городов России, рассказывая и пациентам, и коллегам о профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. «Трудно поверить, но мы собирали театральные залы и стадионы. Потухшие глаза начинали светиться», – рассказывает Нана Погосова. Так начиналась профилактика в новом веке. Потом появились центры здоровья, программа диспансеризации. Будущее профилактики связывают с гаджетами здоровья, самомониторингом здоровья, возвратом в медицину персонализированного принципа и эффективной коммуникацией врача и пациента.

Однако современная государственная медицина отвечает отнюдь не на все вызовы. Кто, кроме фитнес-центров, поможет нынешним 30-летним, которые думают о здоровье, хотят сохранить его, но пока не предъявляют жалоб, с которыми работает классическая медицина? Эту нишу пытается занять медицина частная. «Государственная медицина не дает ожидаемого эффекта. Если человек здоров, он хочет и далее быть здоровым и больше – быть суперчеловеком – больше работать, меньше спать, принимать точные решения в условиях стресса», –  считает директор по развитию биомедицинского холдинга «Атлас», имеющего опыт запуска клиники превентивной медицины для Сбербанка.  

Клиники, направления превентивной медицины и anti-age-специалисты все чаще заявляют о себе. Приходилось встречать экспертов по превентивной медицине довольно зрелого возраста, которые утверждают, что всю жизнь занимаются этой проблемой. Пилот-центр превентивного подхода к здоровью начнет работать в Геленджике. Питерская инновационная клиника-курорт проповедует велнес-концепцию ЗОЖ на основе физического и ментального здоровья и ориентирует пациентов на 120 лет осмысленной и активной жизни. В ряды персонализации и превентивности встают крупные сетевые и международные клиники.

                                                                     ***

Оставаться молодыми и здоровыми хочется всем. На это и работает медицина 4П, ступени которой начинает осваивать наше здравоохранение. 4П предполагает партнерское – вместе с врачом – участие человека в своем здоровье, управление своим здоровьем, попеременное включение того или иного «П» в разном возрасте и жизненных ситуациях.

«Нельзя вернуться в прошлое. Но можно стартануть сейчас и изменить свой финиш» – этот аргумент врача интегративной медицины Натальи Савицкой заставляет взяться за себя прямо сейчас.

Какое «П» главное в вашей Заботе о Здоровье?

Наталия Кий

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ